Кооперация, местное сырье, расширенная линейка продукции и новые рынки — БПХО меняет стратегию развития

Видимые горизонты «Блакіта»

Ситуацию, с которой в минувшем году столкнулось ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», простой не назовешь. По итогам 2021-го текстильщики снизили объемы промышленного производства и сработали с отрицательным финансовым результатом. БПХО оказалось одним из немногих производителей Беларуси, кто не выполнил условия государственной поддержки... На данный момент очевидно: нужна серьезная перезагрузка. В конце марта на предприятии состоялось совещание с участием вице-премьера Юрия Назарова, председателя концерна «Беллегпром» Татьяны Лугиной, председателя Брестского облисполкома Юрия Шулейко и представителей Банка развития. К сегодняшнему дню утвержден бизнес-план на ближайшее пятилетие, выработана дорожная карта. Руководство предприятия называет будущее оптимистичным и ожидаемым.

Оптимизация. Современное звучание 

Застройка северо-восточной части Барановичей в 1960-е годы велась одновременно со строительством хлопчатобумажного комбината союзного значения. Дома в микрорайоне возводились в основном для текстильщиков. В настоящее время это один из самых зеленых микрорайонов Барановичей. 

БПХО по-прежнему остается в числе градообразующих предприятий: сегодня тут трудятся 1,3 тысячи человек. 

С 2012 по 2015 год на фабриках объединения прошла масштабная модернизация производства, которая продолжается и сейчас, но точечно. 

Введено в эксплуатацию 210 единиц нового оборудования, приобретенных за счет кредитных средств. Построен собственный энергоисточник — мини-ТЭЦ мощностью 4,8 МВт. 

Установка прядильных машин последнего поколения позволила увеличить производительность труда более чем в два раза, а закупка современных ткацких станков дала возможность освоить выпуск новых конкурентоспособных видов тканей с различными видами отделок. 

Предприятие сместило акцент с производства полуфабриката на выпуск высокорентабельных готовых изделий — коллекций постельного и столового белья, а также других видов домашнего текстиля под брендом «Блакіт».

…Мы проходим по огромным цехам с многочисленными станками и километровым ангарам, в лабиринтах которых постороннему человеку можно запросто потеряться. Здесь размещаются три фабрики: прядильно-ткацкая, отделочная и швейная. По сути, это самостоятельные технологические производства под одной крышей. 

С 2012 по 2015 год на фабриках объединения прошла масштабная модернизация производства, которая продолжается и сейчас, но точечно.

Люди работают, получают зарплату

— Я здесь восемь лет. И конечно же, надеюсь, что наше предприятие будет сохранено и руководство найдет современные подходы для загрузки его производственных мощностей и дальнейшего развития, — говорит Анастасия Нестерович, аппаратчик аппретирования отбельно-красильного цеха.

Чистильщик оборудования Людмила Кунцевич, настильщицы Алена Гуцева и Тамара Петрушко, комплектовщица Наталья Дедюшко — они все и другие рабочие, с кем удалось поговорить, настроены оптимистично. 

Сегодня экономические перспективы БПХО рассматриваются с точки зрения оптимизации затрат. В том числе за счет сокращения излишних площадей. 

— У нас большой производственный корпус. Стоит задача: все завести в один периметр. Будет уплотняться ткацкая фабрика. На всем остальном производстве достаточно компактно стоит оборудование, — рассказал генеральный директор ОАО «БПХО» Иван Турчак


Помещения, которые освобождаются, интересуют потенциальных инвесторов. Соцблок (общежития, детский лагерь) будет передан городу. Что касается оптимизации персонала, речь идет не об основных рабочих, а о вспомогательных службах. 

Однако не только это сегодня важно для переформатирования работы предприятия. 

Оптимистично и ожидаемо

Иван Турчак рассуждает образно:

— Три хороших удара, говоря языком бокса, мы пропустили. Сначала была пандемия, когда вынуждены были выпускать по 100 тысяч масок в день. Потом — рост цен на сырье в 2—2,5 раза за полтора года, отчего рынок готовых изделий перестал успевать за ростом цен на сырье. И наконец, события 2022 года. До 30 процентов экспорта объединения занимали европейский и украинский рынки. Сегодня эти существенные объемы нужно переориентировать (несмотря на то что интерес к предприятию сохранился и в тех странах, где сегодня не хотят с нами работать). Сейчас экспорт — это в основном Россия. А там конкуренция достаточно большая. Узбеки за последние годы вложили около 3 миллиардов долларов в свою текстильную промышленность. Мы работаем с ними на одном рынке. Но есть и остальной мир, куда можно продавать. На чем и будем строить свою работу. 


Предприятие должно получить новую жизнь, говорит Иван Турчак, повторяя фразу, не единожды сказанную Президентом: любые проблемы — это новые возможности. На совещании в конце марта были поставлены задачи: вырасти в 1,7 раза в объемах до 2025 года; улучшить финансовые показатели — рост маржинального дохода, рентабельности продаж; провести реструктуризацию финансовой задолженности; выработать программу по снижению производственной себестоимости, в том числе за счет оптимизации процесса. 

После совещания предприятие определилось со стратегией, защитило бизнес-план и разработало дорожную карту. Попросили Ивана Турчака поделиться некоторыми деталями:

— Мы фундаментально поменяем некоторые подходы с точки зрения технологических процессов. Предприятие будет максимально переходить на местное сырье — лен, полиэфир, вискозу, то есть произведенное нашими смежниками. Важная часть нашего продуктового портфеля — ткани. Здесь будут изменения. Если на сегодня мы имеем полный цикл хлопковой переработки, то по новой стратегии уходим в кооперацию по хлопковым тканям со Средней Азией и предприятиями, которые производят полотна. Будем выпускать по полному циклу ткани с добавлением полиэфира, льна и вискозы, в том числе расширять ассортимент готовой продукции. 

— Неужели уйдете от постельного белья?

— Ни в коем случае! Мы остаемся в домашнем текстиле под брендом «Блакіт». Но будет расширена линейка, что связано с выходом в другие ниши. Кроме постельной группы, это предпостельное белье плюс одежная ткань. Блок швейных изделий оставим как есть. Хлопковые ткани, сатины, поплины и так далее занимают у нас около 30 процентов. Сейчас нужно решать вопросы об их более активном продвижении.

— Но у БПХО большое количество магазинов в нашей стране. 

— Да, 68 магазинов. Мы открывали их как продолжение предприятия, теперь это самодостаточный бизнес. Выручка составляет около 25 процентов от выручки объединения. У нас крупнейшая сеть по домашнему текстилю в Беларуси и самая востребованная по нашим оценкам. Теперь необходимо это трансформировать на современный лад. Согласно новой стратегии магазинов их останется приблизительно 40, но они будут принципиально новыми, другого формата. В первую очередь по содержанию, что позволит продвигать торговую марку через франшизу. В основном в Россию, где планируем кооперацию с другими белорусскими производителями. Плотно работаем с маркетплейсами, интернет-торговлей. Швейные изделия станут уходить туда на продажу. 


— Возможен ребрендинг?

— Ребрендинг мы сделали в позапрошлом году. Считаем, что «Блакіт» — удачный бренд. Все знают о нашем качестве. Новинки будут в рознице. Повторюсь: сейчас дорабатываем концепт магазина. 

— Вернемся к модернизации производства. Она завершена? 

— Модернизацию никогда нельзя завершить, так как все меняется, — констатирует гендиректор. — К 2016 году сделана фундаментальная работа по перестройке всех процессов. Сейчас мы устанавливаем линии для нанесения покрытия, чтобы расширить возможности. Плюс стоит задача в рамках стратегии на 2023—2025 годы завершить модернизацию ткацкой фабрики, которая проведена на 30—40 процентов. Это из глобальных проектов. Ну и кое-что мы будем доставлять в рамках точечной модернизации в течение ближайших пяти лет.

— Как бы вы охарактеризовали нынешнее положение дел на БПХО?

— Оптимистично и ожидаемо. Мы видим перспективу. Понимаем, куда нужно двигаться и что необходимо делать. Благодарю профессиональную команду под руководством вице-премьера — представителей Брестского облисполкома, Банка развития, которые помогли выработать технологию реинжиниринга бизнес-процессов компании. В июне планируем активно включиться в работу. Наша общая задача — устойчивое развитие. 

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter