Видеть в людях хорошее, призывает участник фестиваля «Лістапад» актер Сергей Кошонин

Казнить нельзя помиловатьХудожественная картина с таким названием стала одним из ярких событий нынешнего «Лістапада». А запятую в предложении, которым назван фильм, его авторы предлагают поставить зрителю.

Известный российский актер театра и кино Сергей Кошонин, особенно полюбившийся белорусскому и российскому зрителю по своей роли в популярном сериале «Убойная сила», в картине «Казнить нельзя помиловать», представленной на внеконкурсном показе «Ліcтапада-2007», не изменил амплуа: он -- представитель правоохранительных органов. Правда, на этот раз Кошонин сыграл не опера, а участника комиссии по помилованию -- в прошлом следователя, а ныне депутата. Сюжет картины -- заседание комиссии, которая решает, казнить или миловать молодого парня, совершившего убийство.
Сыгравший в фильме одну из главных ролей Сергей Кошонин, несмотря на занятость, (актер сейчас участвует в пяти параллельных проектах), все же вырвался в Минск, чтобы представить белорусскому зрителю картину «Казнить нельзя помиловать».
Надо сказать, что комиссии по помилованию -- новые структуры гражданского общества в России -- заседают обычно в закрытом режиме. Но режиссеры картины Алексей Козырев и Михаил Апарцев приоткрывают для зрителя эти двери. Интриги добавляет и то, что автор сценария и режиссер Алексей Козырев (причем это его дебют в игровом кино) сам является председателем комиссии по помилованию в Санкт-Петербурге.
-- Через нас проходят прошения о помиловании заключенных, среди которых (в частности, в Колпинской колонии) очень много молодежи -- ребята, совершившие очень серьезные преступления, в том числе и убийства. Это и подтолкнуло меня взяться за перо. Сначала я написал пьесу «Не жалею, не зову, не плачу», она вот уже три года идет в старейшем театре России -- Тобольском драматическом театре имени Ершова, объездила всю Сибирь, была показана московскому и питерскому зрителю. А потом я решил снять на эту тему фильм в соавторстве с режиссером Михаилом Апарцевым, который ставил мою пьесу в театре.
Хотя картина и не докуметальная, но вполне достоверная, утверждает режиссер, сюжет и образы сотканы из материалов нескольких различных дел. Включены в картину и документальные кадры захвата заложников в петербургской тюрьме «Кресты». К слову, фильм удостоен в октябре нынешнего года первой премии среди полнометражных художественных лент на Международном кинофестивале «Ступени» в Киеве.
-- Это одна из очень значимых для меня ролей, -- подчеркнул Сергей Кошонин. – Мне не стыдно ни за одну секунду существования моего героя на экране, я подпишусь под каждой его репликой, хотя я играю в этом фильме, по сути, отрицательного персонажа. Но мне хотелось бы стать адвокатом своего героя. Я убежден: плохих людей нет, есть люди заблудшие. И каждый поступок человека был продиктован какой-то мотивацией. Может быть, если бы мы знали эту мотивацию, мы иначе отнеслись бы и к поступку… И вообще, я стараюсь видеть в людях и в жизни в первую очередь что-то хорошее, позитивное, только так можно существовать в этой жизни. Фильм «Казнить нельзя помиловать» не привязан к какому-то определенному городу или стране. На экране -- модель нашего общества, нашей жизни. Мне кажется, картина удалась. Но это решать зрителю. А белорусский зритель всем нам, создателям фильма, очень интересен. Я часто езжу на фестивали, но обычно меня приглашали как героя «Убойной силы». Представляю фильм я впервые, и представлять картину на «Ліcтападзе» для меня -- большая честь. Считаю, что это один из лучших фестивалей на постсоветском пространстве.
В защиту стрельбы на экране
Несмотря на то что благодаря своей талантливой работе в сериале «Убойная сила» в сознании многих зрителей Сергей Кошонин неотделим от образа представителя правоохранительных органов, актер признался, что в профессии опера абсолютно ничего не понимает и в ее тонкости вникать не собирается.
-- Актер играет не профессию. Мы играем характер, судьбу человека. Если бы на экране, в художественной ленте, к захвату преступника или ведению допроса мы подходили так, как этого требует профессия милиционера, уверяю, зритель  через пять минут выключил бы телевизор. Потому что в кино интересно другое – человеческие взаимоотношения, сталкивание характеров.
Актер не согласен с распространенным мнением, что  детективы с убийствами и стрельбой наносят вред психике зрителя.
-- По этому поводу довольно интересное исследование провели американцы. Вспомните: каждый из нас в детстве просил родителей рассказать на ночь страшную сказку, рассказывали истории про «черную руку» друг другу в детских садах и пионерлагерях. Стремление испытать стрессовую ситуацию в нас заложено генетически – так уж устроила природа, и страшные сказки придумывались народом, чтобы дети могли тренировать свою нервную систему. Ребенок испытывает маленький стресс от страшной сказки и получает возможность в будущем противостоять ударам судьбы, нервная система получает своего рода иммунитет  от негатива, с которым нас может столкнуть жизнь. Ту же функцию своеобразной прививки выполняют и детективы, и полицейские сериалы. Лучше показать на экране зло, которое мы возненавидим, чем что-то подобное случится в жизни. И стрессы лучше испытывать от просмотра фильма, а не от событий, происходящих в реальности.
«Лучшие сцены получались в пять утра»
В фильме «Казнить нельзя помиловать» снялась плеяда известных и любимых зрителями актеров: четыре заслуженных артиста -- Анастасия Мельникова и три Сергея -- Барковский, Бехтерев и Кошонин, и два народных -- Валерий Дегтярь и Андрей Толубеев.
-- Снимали мы в дубовом зале Дома архитекторов. Это роскошный особняк, один из тех памятников архитектуры, которых много сохранилось в Питере, -- рассказал Сергей Кошонин. -- Снимали ночами – днем мы были заняты в других съемках и спектаклях, так что собраться вместе могли только ночью. Гримеры делали нам лифтинговые маски, закапывали глаза, чтобы не было видно усталости… К счастью, весь актерский состав, занятый в картине, – совы, а не жаворонки. Кстати, я заметил, что лучшие сцены у нас получались с пяти до шести утра. На съемках жили одной семьей. И даже когда у нас случился пожар, никто не покинул место съемок. В зале, где шли съемки, горел камин, а рядом с особняком дом стоял на капремонте, и там что-то жгли. Вот дыма и натянуло в особняк. Пожарные, приехавшие тушить возгорание, очень обрадовались возможности сфотографироваться с популярными актерами, которых прежде видели только на экране.
Картина «Казнить нельзя помиловать» поднимает множество острых социальных и морально-нравственных проблем нашего общества. В частности, проблемы ошибок судебной системы, в результате которых в тюрьму попадают невиновные, и должностных преступлений в правоохранительных органах. В фильме идет разговор и о добросовестном отношении к делу, выбранному в жизни.
-- Мы все -- и святые, и грешные. Ошибки совершает любой. В том числе и правоохранительные органы. Фильм о том, что есть закон, а есть совесть, и иногда они тянут человека в разные стороны. Что надо менять в такой ситуации, совесть или закон? Наверное, все же законы надо совершенствовать… Но хорошо уже то, что сегодня есть возможность об этом говорить с большого экрана, считают создатели фильма «Казнить нельзя помиловать».
-- Когда-то мы снимались вместе с замечательным белорусским актером Александром Ткаченком, -- рассказал журналистам Сергей Кошонин. -- Фильм назывался «Жил-был доктор». Ткаченок играл сельского врача, а я -- молодого специалиста, который приехал на стажировку. Снимали под Псковом в сельской больнице -- нашли самую приличную. И тогдашний первый секретарь Ленинградского обкома партии Зайков, посмотрев картину, сказал: «Чтобы духу ее на экране не было, это где такую больницу они нашли? Такую развалину?! Нет у нас таких больниц!» Это был 1987 год…
С белорусской землей Сергея Кошонина связывает не только актерская дружба.
-- За последний год я участвовал в трех картинах, которые снимались в Беларуси, хотя снимали их московские и питерские киностудии. И я очень рад, что возрождается белорусский кинематограф, оживает киностудия «Беларусьфильм», появляются совместные российско-белорусские кинокомпании. Всякий раз, приезжая в Беларусь, получаю огромное удовольствие от здешней ауры, атмосферы. От общения с людьми Беларуси – открытыми и сердечными.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter