Видеть перспективу и работать на нее

Игорь Ганчеренок: Сегодня учим тому, что будет актуально завтра

Именно этот принцип лежит в основе систем образования многих стран

В условиях формирования инновационной, основанной на знаниях экономики исключительную важность приобретает качество образования. Высококлассный специалист должен сегодня стоять у руля любого предприятия, да и просто у станка. Иначе даже самые большие средства, вложенные в науку, обновление производства, результата не принесут. Но возможно ли совершенствовать систему, как говорится, варясь лишь в собственном соку? И какую роль здесь может сыграть международное сотрудничество? Об этом «Р» беседует с проректором по учебной работе Академии управления при Президенте Республики Беларусь профессором Игорем ГАНЧЕРЕНКОМ (на снимке).

— Международное сотрудничество для нас — принципиальный вопрос. И хотя ситуация сегодня в стране не самая простая, одним из выходов определены импортозамещение и экспорт, в том числе образовательных услуг. Но последний вопрос я бы даже рассматривал шире.

Экспорт образовательных услуг — красивое словосочетание, но сегодня это и очень тонкое понятие. Например, в контексте экспорта говорится о программах двойных дипломов — белорусского и английского. Зачем это англичанам? Мы видим, что зачастую речь идет о том, чтобы иностранные университеты получали наших студентов, чтобы мы платили им деньги. Это уже импорт, а не экспорт. К нам англичане пока активно не едут. Так что сегодня, на мой взгляд, актуальнее говорить об эффективном международном сотрудничестве, итогом которого станут наши высококлассные специалисты, умеющие работать по международным стандартам, в интересах страны.

Другое дело, что мы должны видеть перспективу и работать на нее. И здесь возрастает роль управленцев, чтобы сбалансировать, гармонизировать процессы, как я сказал выше, обеспечить эффективность международного сотрудничества.

— Игорь Иванович, в какой степени мы должны опираться на международный опыт, чтобы воспитать таких специалистов? Нужно ли изобретать собственный велосипед или проще скалькировать то, что уже имеется в копилке развитых стран?

— Система образования — субстанция, которая стремительно развивается. Поэтому, конечно, нужно изучать лучший международный опыт. Тех же Америки, ЕС, Китая, Юго-Восточной Азии. И там, и там идет очень серьезная трансформация, реформирование. Но мы не говорим о калькировании, поскольку если идти таким путем, всегда будешь в хвосте — перемены идут слишком динамично. Нужно смотреть вперед — на планы и перспективы, которые выстраивают эти государства. В США сегодня самым модным словом является «конкурентоспособность». И когда смотришь на их систему образования, так вот она трансформируется таким образом, чтобы оставаться конкурентоспособной. Они говорят, что ключевым звеном в «дорожной карте» развития системы высшего образования является его интернационализация, то есть изучение и использование лучшего зарубежного опыта. То же происходит в Евросоюзе. И здесь ищут некий алгоритм, который позволит выпускникам европейских вузов быть конкурентоспособными. Кстати, они работают и над тем, чтобы образовательный рынок стран СНГ стал и их рынком.

— Что сегодня в ответ может предложить тем же американцам и европейцам белорусская система образования?

— Что касается образовательного продукта Академии управления, он достаточно специфический для экспорта, поскольку в основном мы готовим специалистов для сферы госуправления. И понимаем, что эта сфера имеет национальный приоритет, «привязана к системе координат конкретного народа». Но это, с одной стороны. С другой — сегодня есть такой продукт, который экспортировать можно. Это электронное государственное управление, или электронное правительство. Это программное обеспечение, которое позволяет повысить уровень и качество государственных услуг.

Чтобы работа в этом направлении была более плодотворной, мы определили вузы-партнеры, в частности Корейский институт государственного управления, поскольку Корея сегодня — страна № 1 в области развития электронных государственных услуг. Второе направление — наши соседи, страны Евросоюза. Мы выполняем проект Egoprise по развитию электронных услуг для среднего и малого бизнеса, где, помимо Беларуси, участвуют 8 стран ЕС. Его результатом считаем улучшение качества наших образовательных услуг, возможен даже новый образовательный продукт, который мы будем экспортировать. Создаем магистерскую программу в области электронного правительства и по этому направлению планируем готовить в академии иностранных студентов. Наша задача — привлечь интеллектуальный потенциал Южной Кореи и ЕС.

Потенциал нашего и других вузов надо использовать и в другом направлении. В частности, в развитии так называемой народной дипломатии. То есть надо понимать, что иностранные выпускники наших вузов — лучшие представители Беларуси в своих государствах. И что если тот или иной белорусский университет пришел на рынок другой страны, он воспринимается как наиболее дружественный партнер. Мы, например, создали общество дружбы с Венесуэлой и работаем в этом направлении.

Активно сотрудничаем с вузами-партнерами из стран СНГ, понимая, что у нас общая история, традиции, язык, — Россией, Украиной, а также со странами Центральной Азии. Там существуют родственные учебные заведения. Но возвращаясь к вопросу об эффективности, мы планируем предложить наши конкурентоспособные образовательные программы, чтобы абитуриенты и слушатели из этих государств учились у нас. Так, мы подготовили предложения для госслужащих Туркменистана, учтя пожелания туркменской стороны в дистанционной форме обучения.

— Но ведь сегодня ставится задача, чтобы каждый управленец свободно владел иностранными языками.

— Мы понимаем, что сегодня, чтобы быть конкурентоспособными, нужно не просто давать знания иностранных языков нашим студентам и слушателям, но и вести обучение на иностранных языках. В частности, магистерский курс по электронному правительству будет вестись по-английски.

Недавно у нас прошел семинар по государственно-политическому управлению совместно с университетами Одессы и Германии (Росток), где мы открыто обсуждали сегодняшние проблемы. В результате университет Ростока пригласил ряд наших преподавателей провести лекции, практические занятия, семинары в Германии. То есть мы заинтересовали их своей аргументированной и обоснованной позицией.

К слову, многие наши преподаватели знают иностранные языки и могут преподавать. И хотелось бы эту практику развивать далее. Не могу сказать, что она массовая и носит регулярный характер, как во многих западных вузах, где профессора уезжают в вузы других государств читать лекции или раз в пять лет выезжают на саббатикал, трудясь целый год в иностранных образовательных центрах. Мы над этим работаем, создавая все условия, в том числе формируя соответствующие двусторонние соглашения, чтобы и наши преподаватели могли активно внедряться в международную образовательную среду и таким образом привозить в Беларусь новые знания. Экспериментировать в области государственного управления сложно, очень дорого и, может быть, неэффективно. Поэтому если кто-то, к примеру, в Южной Корее или Китае создал что-то, что является мировым образцом, то, конечно, нам нужно это изучить и максимально быстро внедрить у себя. О Южной Корее я упомянул не случайно: это как раз пример быстрых и эффективных адаптации и внедрения зарубежного опыта. В итоге за 60 лет с показателя ВВП уровня африканских стран они опередили многие развитые государства мира.

— Игорь Иванович, мы начали разговор с того, что у каждого государства мира есть своя «дорожная карта» развития высшего образования. Какой она должна быть, на ваш взгляд, у Беларуси?

— Поломать все, что было до этого сделано в национальной системе образования, не выход, поскольку на пустоте построить что-то новое сложно. В советской системе было много положительного. Например, сохранили систему ученых степеней и званий. Теперь многие приходят к тому, что наличие воспитательной составляющей в образовательном процессе (на чем у нас делается особый акцент) необходимо! Потому что, когда ее нет, получаются ситуации сродни норвежской, английской, французской… когда студент может взять в руки оружие…

Другое дело, что следует творить, а не симулировать работу. Ведь жизнь и экономика стремительно меняются. Сегодня учить нужно уже тому, что будет актуально завтра. Вот это принципиальная задача, которая перед нами стоит. И тут без новых технологий, в том числе методик обучения, не обойтись.

Да, должно сохраниться классическое фундаментальное образование. Кстати, мы готовим физиков и математиков, а на западе этих специалистов остро не хватает, поэтому в своих планах государственного развития многие страны возвращаются к популяризации естественно-научных и инженерных специальностей. Нам это нужно сохранять и дальше, но уже используя международный опыт, давая в том числе возможность нашим студентам принимать участие в академической мобильности. Беларусь — небольшая страна. Если в той же России, скажем, новый учебник прошел от Владивостока до Москвы — это тысячи экспертов, то там исправлены все недочеты. Поэтому для нашей страны академическая мобильность принципиальна для обеспечения качества знаний.

Хорошо, что мы пришли к Болонскому процессу и будем в нем участвовать. Но нужно помнить, что его парадигма изменилась, и теперь наша задача не оперировать еще, возможно, модными, но уже устаревшими знаниями, а создать эффективную систему обеспечения высокого качества образования для инновационного и устойчивого развития государства и общества. И это принципиально. В такой ситуации, как наша, когда высшее образование становится массовым, проблема качества выходит на первый план. Да, сегодня в белорусские вузы внедряется система менеджмента качества образования. Но прежде всего она должна «овладеть умами» руководителей и профессорско-преподавательского состава каждого учебного заведения и не восприниматься как искусственный элемент. Вот тогда мы достигнем цели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter