Мошенник брал предоплату, но оборудование для майнинга криптовалют не поставлял

Видеокарты биты

Новые технологии привлекают не только бизнесменов, но и аферистов. Разменявший третий десяток могилевчанин Кирилл решил заработать на том, что некоторые белорусы вознамерились заняться на компьютерах «добычей» биткоинов и спрос на видеокарты соответственно многократно возрос.

Коллаж Олега Попова

Кирилл хорошо одевался, старательно поддерживал имидж преуспевающего человека. Ежедневно подъезжал к увеселительным заведениям на шикарных автомобилях, которые брал напрокат. Но вел себя так, будто все они — его собственность. 

Едва окончив школу, съехал из родительской квартиры и стал снимать дорогое престижное жилье в центре города. Знакомые считали и элитную недвижимость собственностью парня. 

Он отучился три года на программиста в престижном вузе, потом то ли сам забрал документы, то ли его выгнали. В общем, по поводу майнинга был в теме и мог со знанием дела порассуждать о нелегких буднях «добытчиков» крипты. 

Ранее у него были небольшие проблемы с законом — привлекался за уклонение от службы в армии. Но это другая история. И она осталась в прошлом. А в настоящем — паренек упакован и занят серьезным бизнесом. Так он себя позиционировал.

Как ни странно, первой его жертвой стал профессионал, а не любитель. Максим, которому молодой могилевчанин предложил партию оборудования из Китая, возглавлял столичную компанию по майнингу криптовалют. Переговоры с ним шли очень непросто для Кирилла: Максим интуитивно чувствовал подвох, однако условия, предложенные могилевчанином, были очень уж выгодными. 

Поначалу директор фирмы убедился, что Кирилл действительно в теме, несколько раз давал ему специфические задания, с которыми тот успешно справлялся. Наконец, молодой человек получил от Максима 20 тысяч долларов наличными. Поначалу речь шла о большей сумме, но остановились на пробной партии. 

Деньги эти Кирилл потратил быстро: начал делать дорогие подарки девушке, с которой тогда встречался, свозил в Москву приятелей, взяв на себя все их расходы. Еще бы! Не свое — не жалко. 

Вся сумма закончилась, а красивая жизнь притягивала. После общения с излишне недоверчивым и подозрительным Максимом Кирилл решил иметь дело только с дилетантами. Своих жертв он стал искать в увеселительных заведениях: знакомился с посетителями, предлагал им партнерство в бизнесе по продаже оборудования для майнинга. Условия обещал самые выгодные. Многие соглашались, но никто не получил ни оборудования, ни своих денег назад. 

Позже, когда началось следствие, были доказаны эпизоды с участием восьми потерпевших. Суммы они передавали без расписок — от 4 до 35 тысяч зеленых. Был и девятый эпизод, но к ответу за него Кирилла не привлекали. В одном из ночных клубов он втерся в доверие к бармену и частенько брал у него дорогое спиртное в долг. Сумма набралась приличная, но чтобы не лишиться работы, бармен сам внес все деньги в кассу.

Еще у одного знакомого «крутой бизнесмен» взял дорогой мобильник на перепродажу. Но денег хозяин телефона так и не увидел. Нередко Кирилл просто брал деньги в долг. 

Один из потерпевших позже жаловался:

— Скользкий тип, но как он мог себя подать! Словно гипнотизировал: обманет, а ты ему опять веришь. Я ему вначале отдал крупную сумму денег. И больше года не мог дождаться оборудования. Но он еще четырежды одалживал у меня по 200—250 долларов. 

Мошеннику удалось обмануть даже друга детства, убедив заложить единственную квартиру и полученные деньги вложить в бизнес. В результате друг лишился жилплощади. Правда, до своего задержания Кирилл все же успел с ним рассчитаться, но цены на недвижимость изменились, вряд ли друг сможет за эти деньги приобрести другую квартиру. 

Когда кредиторы заволновались, Кирилл перестал появляться в ночных барах. Некоторые его жертвы только тогда поняли, что ничего не знают о «коробейнике»: ни адреса, ни фамилии. Когда узнали место регистрации мошенника, стали наведываться туда. Но расстроенные родители говорили, что в дела сына не лезут, а он с ними не откровенничает, да и отвечать по долгам взрослого человека они не могут: младших детей поднимать надо.

Потерпевшие пошли в милицию. Тогда Кирилл нашел в себе смелость объявиться, встретиться с каждым. Он просил подождать, никуда не жаловаться, даже пробовал, одолжив денег, возвращать им мизерные суммы — слышал, что в таком случае в возбуждении уголовного дела могут отказать. 

Позже от безысходности «бизнесмен» попытался продемонстрировать свою «платежеспособность»: водил кредиторов по съемным квартирам, кому-то показывал коробки якобы с видеокартами, на компьютере демонстрировал сомнительные биткоины на 70 тысяч долларов, говоря, что сейчас вытягивать эти деньги из бизнеса не выгодно. Однако неудавшиеся компаньоны уже ничему не верили и требовали вернуть деньги. 

Следствие не обнаружило у парня никаких биткоинов или других ценностей, как и связей с потенциальными поставщиками майнингового оборудования. В изъятых у него ноутбуке и телефоне имелись лишь фотографии Кирилла с пачками долларов в шикарном автомобиле и видео, как в великолепных «прикидах» мошенник с друзьями рассекает по Москве.

В общем, деньги тратились на красивую жизнь, поддержание имиджа успешного человека. Лишь время от времени парень просил одного из своих новых партнеров перевести деньги на счет другого, которому уже был должен. 

На суде Кирилл вину не признал, утверждал, что передавал все деньги российскому посреднику, который, в свою очередь, переводил их в Китай. А китайцы подвели россиянина, сорвали поставку. Но никаких российских и китайских следов следствие не установило, мошенник явно действовал в одиночку. 

Впрочем, он так заврался, что и сам в свою ложь поверил. Позволял себе высокомерные высказывания в адрес суда и обвинения. Говорил, что они задают вопросы, в которых не компетентны.

Родителям, присутствовавшим на суде, было стыдно за поведение сына. Они ни на минуту не усомнились, что их отпрыск виновен. 

Правда, в последнем слове Кирилл вдруг попросил прощения у отца и матери, потерпевших, которым он остался должен около 170 тысяч рублей. 

Суд приговорил его к четырем годам лишения свободы в колонии усиленного режима. На днях приговор вступил в законную силу. 

МНЕНИЯ

Ольга Богуковская, помощник прокурора Могилева:

— Время покажет, изменится ли осужденный после выхода на свободу, но, по моему опыту, мошенники крайне трудно поддаются исправлению, не желают менять свои привычки. Они амбициозны, их отличает жажда быстрых легких денег. Жить на зарплату они не желают. Не исключено, что Кирилл проанализирует свои ошибки. Но какие выводы он сделает? 

Марина Старовойтова, психолог:

— Есть приметы, по которым можно заподозрить в человеке мошенника. Это повышенная готовность всегда внимательно выслушать собеседника и предложить ему свою помощь в решении абсолютно любых вопросов или сделку на самых выгодных условиях. Также аферисты всегда выдают себя за людей статусных, с хорошими связями. Могут представляться чиновниками или успешными бизнесменами, сотрудниками правоохранительных органов. Им свойственно демонстрировать свое благополучие — приезжать на машинах с личными водителями, как бы небрежно доставать большие пачки денег. В общении с такими людьми нужно быть крайне осмотрительными. 

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter