Въезжать бы рад, обслуживаться тошно

Законы туристической привлекательности для зарубежных гостей мы в последнее время стремительно изучаем не в теории, а на практике
ЗАКОНЫ туристической привлекательности для зарубежных гостей мы в последнее время стремительно изучаем не в теории, а на практике. Вот уже и популярный телеканал Euronews заинтересовался проектом по продвижению имиджевого ролика «Беларусь — страна для жизни», предложил сотрудничество. И сама республика идет по пути снятия барьеров для иностранных туристов, заявил Президент в интервью ТАСС. Ввели безвизовый въезд на Августовский канал и в Беловежскую пущу на определенный срок. И туда хлынули туристы, повезли деньги. Как в свое время и на чемпионат мира по хоккею в 2014 году.

Безвизовый въезд в качестве раскрутки событийного туризма – аргумент бесспорный. Для некоторых потенциальных вояжеров, желающих побывать на каком-либо культурном или спортивном событии, момент достаточно важный. И не столько потеря финансов их беспокоит, сколько времени. На недавней встрече в МИД белорусы зарубежья, представляющие общественные объединения наших соотечественников в различных странах, этот вопрос поднимали в числе первых, акцентировали внимание на проблемах с визами и регистрацией. Ведь если бы въезд на многие любопытные форумы был «безбарьерным», то есть не требующим дополнительно сбора справок для посольств, гости бы и в самом деле хлынули. А наша общая копилка тем временем пополнилась бы деньгами, не сравнимыми со стоимостью виз, потому как человек, увлеченный калейдоскопом фестивальных предложений, платил бы за различные туруслуги, покупал бы белорусский товар. Вот, к примеру, на нашумевшем в Лиде фестивале хмеля почти незаметно было авто с заграничными номерами, поделились наблюдениями наши земляки из других стран. Как и на любом другом фесте, будь то рыцарский или народный, проводить которые у нас научились с размахом, интересно, весело и зажигательно. А безвизовый режим, строго на дни фестивалей, думается, проблему бы эту снял с повестки дня. 

По части привлечения заезжих гостей есть вопросы и иного порядка. Всем нам известен их непраздный интерес к живописным ландшафтам Синеокой. Но пытаются ли в тех же заказниках (а 8,8% территории страны относится к природоохраняемым участкам) чем-то завлечь и привлечь вояжеров? Сухая статистика свидетельствует об обратном. На недавней совместной коллегии Минприроды и Минспорта заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Игорь Качановский говорил с сожалением о том, что для управления заказниками республиканского значения создано 24 государственных природоохранных учреждения, но итог их работы за прошлый год отнюдь не впечатляет: общий объем выручки от предоставляемых услуг составил всего 3,1 миллиарда неденоминированных рублей; общее число посетителей – 22,5 тысячи человек, из них иностранцы — всего 2,1 тысячи. И хотя в этом году наметилась позитивная динамика — там побывало уже более 40 тысяч человек, из них 6 тысяч зарубежных туристов, — общий доход от услуг составил 1,5 миллиарда рублей. Это немного, такой уровень доходов сопоставим с доходами одного нацпарка за год. Достаточно сказать, что общий объем выручки от услуг, предлагаемых национальными парками и Березинским биосферным заповедником, составил 16,6 миллиарда рублей, а из общего числа туристов (339,6 тысячи человек) иностранцев более 97,9 тысячи. 

Иными словами, богатейший потенциал заказников почему-то растрачивается вхолостую. А ведь заезжие гости к нашим природным жемчужинам относятся с большим пиететом: «Среднюю Припять» величают белорусской Амазонкой, «Браслав-Ричи» – Байкалом, «Ельню» – международным аэропортом для птиц европейского значения… С удовольствием здесь проводили бы время, тратили бы деньги, если бы им нашли, что предложить, как делают это в национальных парках, где только что из кожи вон не лезут, думая, чем еще эдаким завлечь заезжего гражданина. Но нет. Здесь не организуют событийный туризм (почему не взять пример с Миорского района, где много лет с успехом проводят экологический праздник «Журавы и журавіны»?). О них почти нет информации в Интернете, на некоторых сайтах указаны устаревшие телефоны (попробуйте для примера выйти на связь с заказником «Выдрица» в Гомельской области). Так легко ли заинтересованному туристу узнать обо всех ноу-хау, которые они предлагают? В общем, ни рекламы толковой, ни работы по привлечению клиентов. Такой и результат. Время, смею надеяться, уже очень скоро заставит пересмотреть подобные подходы к работе всех включенных в процесс привлечения туристов в нашу страну. Занятых в том числе и в придорожном сервисе, который в некоторых районах, что скрывать, удручающе убог. Не можете? Уступите дорогу предприимчивым и креативным, которые будут, как пожелал Президент, не просто рекламировать турпродукт, но и делать что-то для того, чтобы люди в страну ехали охотно, не натыкаясь на различные препоны и барьеры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter