С начала года в стране с участием автомобилей такси зафиксировано 41 дорожно-транспортное происшествие, в которых шесть человек погибли и 41 получили травмы различной степени тяжести. Часть аварий произошла по вине водителей машин с шашечками. Результаты проверок по фактам ДТП показывают: в некоторых случаях предпосылкой аварий является несоблюдение требований безопасности. О том, какими нормами законодательства перевозчики пренебрегают чаще всего, мы поговорили с заместителем начальника управления автомобильного и весогабаритного контроля Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Сергеем Глембовским.
В этом году работники Транспортной инспекции проверили почти 7300 автомобилей такси, выявили более 6800 нарушений. За несоблюдение требований законодательства к административной ответственности привлечены около 2800 водителей и других должностных лиц, приводит цифры Сергей Глембовский:
– Среди основных нарушений – транспортное средство оформлено не по Правилам автомобильных перевозок пассажиров, таких фактов зафиксировано более полутора тысяч. У свыше 1150 водителей отсутствовали необходимые документы. Так, 800 автомобилей-такси выполняли перевозки пассажиров без наличия допуска к участию в дорожном движении. Еще 300 транспортных средств выходили на линию без кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, или услуги оказывались с выключенным аппаратом.
Субъекты хозяйствования ознакомились с требованиями (предписаниями) об устранении выявленных нарушений. В указанный срок они должны исправить ситуацию и документально подтвердить это. Если в течение года работники инспекции повторно выявят те же нарушения, полагаются штрафы. Например, за отсутствие у автомобильного перевозчика договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами юрлицу грозит штраф до 300 базовых величин.
В Правилах автомобильных перевозок пассажиров сказано: раз в пять лет водители автомобилей такси обязаны повышать квалификацию, и на руках у них должна быть соответствующая справка. Однако это делают далеко не все. К тому же, есть и такие водители, которые приходят в профессию чуть ли не сразу после обучения в автошколе, рассказывает Сергей Глембовский:
– Чтобы работать в такси, у претендента должен быть стаж работы в качестве водителя не менее одного года (он подтверждается трудовой книжкой либо выпиской из нее), или стаж управления транспортным средством не менее двух лет. Автомобильный перевозчик также обязан контролировать состояние здоровья водителей перед их выходом на линию.
Установлены и соответствующие требования к оформлению автомобиля-такси. Машина должна быть окрашена в желтый цвет либо по бокам нанесена полоса этого цвета, на крыше обязательно наличие плафона. В салоне транспортного средства на видном месте следует разместить табличку со сведениями о водителе и его фотографию, информацию о перевозчике с контактами, а также используемые для данного автомобиля тарифы.
В Транспортную инспекцию на работу автомобилей такси поступает немало жалоб. Один из проблемных вопросов – недовольство пассажиров стоимостью поездки. Однако помочь заявителям в таких случаях невозможно – нормативными правовыми актами не урегулированы нижние либо верхние пределы цен на услуги. Перевозчик самостоятельно определяет тарифы в соответствии с затратами. Поэтому, прежде чем сесть в такси, пассажиру следует ознакомиться с расценками, советует Сергей Глембовский:
– Большинство людей, которые жалуются на завышенные цены, брали такси от борта. Мы рекомендуем вызывать машину через диспетчера такси, который может рассчитать примерную стоимость поездки, либо через электронную информационную систему, в которой видна итоговая стоимость услуги. Если оплата производится наличными деньгами, транспортное средство должно быть оборудовано кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром. Если по окончании поездки водитель не может выдать документ, подтверждающий внесение средств, то пассажир имеет полное право отказаться от оплаты за услуги.
Кстати
Многие предпочитают заказывать такси через электронную информационную систему, или проще говоря, мобильное приложение. Для работы в нем автомобильные перевозчики заключают с платформой соглашение, согласно которому они получают возможность посредством электронного сервиса искать, получать и выполнять заказы. За оказанные услуги уплачивается сервисный сбор. Транспортная инспекция контролирует деятельность всех автомобильных перевозчиков, в том числе осуществляющих перевозки пассажиров через электронную информационную систему, которую Минтранс называет диспетчерами такси. Независимо от того, каким способом перевозчик ищет, получает и выполняет заказы, его машины должны быть оформлены как такси (с наклейками-полосками, плафоном и другими опознавательными знаками). Все, кто не соответствует этим требованиям, считаются нарушителями.
Сказано
Андрей Гладкий, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций:
– На рассмотрение в Совет Министров внесен проект указа «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров». Его нормы будут распространяться в том числе и на сферу перевозки пассажиров автомобилями такси. Проект в первую очередь разработан с точки зрения обеспечения безопасности. По статистике, при перевозке машинами такси в 2019 году погибло семь человек, в 2020-м – 16. Налицо не радужная динамика, когда по вине перевозчика смертельно травмируются люди. Происходит это из-за того, что водителям такси зачастую приходится работать по 16–18 часов в сутки, в то время как продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов. Отсюда – снижение уровня безопасности движения, ДТП и гибель людей. Поэтому проектом указа предлагается ввести регистрационные карты транспортного средства, карты допуска водителя, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчера такси. Это создаст здоровую конкуренцию в сфере перевозок пассажиров, а также повысит безопасность.
mischenko@sb.by
Без документов и с выключенным таксометром. Узнали, какие нарушения чаще всего выявляют у таксистов
Вези, такси
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.