Полтора века назад из Москвы в Брест по железной дороге прибыл первый поезд

Вези, паровоз!

150 лет назад, 16 ноября 1871 года, было открыто регулярное железнодорожное сообщение по маршруту Москва — Брест. Вчера на вокзале станции Брест-Центральный прошли торжественные мероприятия, приуроченные к юбилею. В том числе — официальное гашение двух почтовых марок проекта «150 лет железнодорожной магистрали Смоленск — Минск — Брест». 


В торжествах приняли участие председатель Брестского обл­исполкома Юрий Шулейко, заместитель министра связи и информатизации Наталья Гордеенко, начальник БЖД Владимир Морозов, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов и другие. 

Начальник БЖД Владимир Морозов, возвращаясь к событиям полуторавековой давности, отметил прозорливость тех, кто принимал решение о строительстве железной дороги:

— Путь из XIX в XXI век был очень непростым. Эта дорога видела революцию, Первую мировую войну и Великую Отечественную. Но старой ее не назовешь. Она современная. Всегда была и будет востребованной, потому что служит решением задач не только наших стран, но и континентов. 

Начальник БЖД Владимир Морозов, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов.

Первоначально планировалось соединить Москву и Брест через Могилев, Бобруйск и Пинск. Споры были жаркие, аргументы — убедительные, но последнее слово осталось за Александром II. 11 марта 1868 года появилась высочайшая резолюция: «Исполнить по мнению меньшинства». Таким образом, железнодорожную судьбу в пользу Минска решил император. Дорогу построили в рекордно короткий срок — вдвое ранее запланированных на строительство трех лет.

К юбилею в здании ожидания вокзала станции Брест-Центральный развернули историческую выставку, посвященную становлению железнодорожного сообщения на белорусской земле. За стеклом витрин — телеграфный аппарат Морзе образца 1943 года, лопата для забрасывания угля в топку, фонари, которыми пользовались обходчики путей, и другие интересные предметы из повседневной жизни железной дороги прошедшего времени. 



Почетный железнодорожник Савва Шпудейко — один из тех, кто пишет историю железной дороги, рассказал, что вокзал станции Брест-Центральный в нынешнем году отметил 135-летие: 

— Вокзал не только был свидетелем важных исторических событий, но и немало повидал людей. Вскоре после открытия здания, 29 августа 1886 года, император Александр III и его сын Николай встречали на вокзале наследника германского престола принца Вильгельма. В 1900-м по дороге в Германию здесь останавливался Ленин. Бывали здесь Клим Ворошилов, Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Петр Машеров, Сергей Смирнов, Валентина Терешкова. Хрущев и Брежнев, а также президент Франции Жорж Помпиду с удовольствием пообедали в вокзальном ресторане.

К слову, юбилейный год оказался успешным для БЖД. За десять месяцев перевезено на 2,5 процента больше грузов (105,6 миллиона тонн), чем за аналогичный период 2020 года. Экспорт возрос на 8,8 процента и достиг 41,4 миллиона тонн. Вырос объем погрузки химических и минеральных удобрений, нефтепродуктов, цемента, промсырья, каменного угля, зерна, химикатов.

kozlovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter