Варианты коротать старость в комфортных и безопасных для жизни условиях есть

Везде родные стены

ТЕПЛО домашнего очага ничем не заменить. И даже когда выпорхнули из родного гнезда дети и навещают своих родителей, часто весьма пожилых и с букетом недомоганий,  лишь изредка, а те никак не решатся  покинуть родные стены, одинокими и заброшенными они не остаются. Всегда на помощь придут социальные работники, не забудет поинтересоваться здоровьем внимательный фельдшер, пытливый сотрудник МЧС, который проверит исправность печки и электропроводки.

А если уж так сложилось, что человек на склоне лет остался один на один со своим одиночеством, здесь плечо подставит государство. Приемные семьи, отделения круглосуточного и дневного пребывания... Варианты коротать старость в комфортных и безопасных для жизни условиях есть. В этом убедились и корреспонденты «СГ».

К Ванде Вороницкой в Мостках сельсовет наводит мосты

ТРИДЦАТЬ лет назад в Мостках Ивьевского района в восьми домах проживало более 30 человек. Но со временем деревня опустела. Молодежь разлетелась, старики уехали доживать свой век к детям. Сегодня здесь осталось несколько домов и единственная жительница – 85-летняя Ванда ВОРОНИЦКАЯ.


СЕЛЬЧАНКА вспоминает, что перебралась сюда с семьей – мать, отец, она и два брата — еще в 1947 году. Ранее жили в крупной соседней деревне Морино. Но отец, вернувшись с фронта, решил построить собственный дом на владениях своего отца. Жили за счет собственного хозяйства: обрабатывали землю, держали скот. Когда создали колхоз, отец пошел туда овощеводом. Опыт был, работал у пана, но имение сожгли в 1943-м партизаны, и он остался без любимого занятия.

Когда один из братьев Ванды женился и устроился в Ивье, решили перебраться туда и все остальные члены семьи, перевезти дом. Но позже передумали. Так и остались навсегда в Мостках. Братья разъехались, а ей пришлось досматривать родителей. Самой семью создать не получилось. Уже четверть века в доме живет одна. До пенсии работала полеводом в местном хозяйстве. Держала корову, телят, свиней, кур. Теперь уже не в силах справляться с таким хозяйством. Скрашивают ее одинокую жизнь две кошки. На лето обычно сюда приезжала соседка, но нынче ее почему-то не было.

Три раза в неделю наведывает Ванду Владимировну дочь брата Светлана. Она же соцработник. Если пенсионерка заболеет – приходит каждый день. Приносит продукты питания, медикаменты, платит за электричество, помогает по хозяйству. Автолавка в деревню не заезжает. Вороницкая и не просит об этом, знает, все необходимое доставит ей Светлана. Периодически навещают племянники из Ивья.

Хоть и живет одиноко на своем хуторе, но от внешнего мира не отрезана. Есть в доме телефон, телевизор, приемник,  холодильник. Постоянно смотрит новости, интересуется тем, что происходит в стране и за ее пределами. Правда, сетует, что с введением цифрового телевидения появились проблемы: теперь она не всегда может смотреть свои любимые телепередачи, невзирая на наличие специальной приставки. В непогоду, бывает, трансляции прерываются. Тогда остается только слушать радиоприемник.

ВАНДА Вороницкая признается — годы берут свое. С каждым днем все больше прибавляется болячек. Приближается зима. Ее намерена провести в собственном доме. Правда, боится, что, если будут сильные морозы, дров до весны может не хватить. Тогда придется обращаться в сельисполком. Там помогали с ними уже не один раз. Можно на зиму перебраться к племянникам. 

У председателя Ивьевского сельисполкома Таисии Лось насчет Ванды Вороницкой несколько иные планы:

— Зимой все подъездные пути к Мосткам может занести снегом. Поэтому туда и «скорая помощь» не доедет, и социальному работнику сложно будет добраться. Ведь ездит она к ней на велосипеде за 4 километра. Поэтому хотим на этот период Ванду Владимировну направить в отделение круглосуточного проживания для людей пожилого возраста и инвалидов или к родственникам. У меня есть номер телефона, по которому можем всегда узнать о ее самочувствии и проблемах. Помогали ей с заменой электропроводки, доставкой картофеля, обеспечением топливом. Не забудем и на этот раз.

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

gennadijj-gil@rambler.ru

Фото БЕЛТА


 Сосед познается в беде и старости

ЖИЗНЬ человека проходит очень быстро, не успеешь оглянуться, как старость на пороге. Дети выросли, разъехались кто куда, и зачастую пожилые люди остаются доживать свой век в полном одиночестве. Бывают случаи, когда больному  пожилому человеку и воды подать некому.  Остается одна дорога – в дом престарелых. Ивану Ивановичу, настоящее имя которого решили в сельисполкоме не называть,  из деревни Скрыгалов повезло немного больше. 

ЖИЛ 66-летний сельчанин с семьей, работал в местном хозяйстве. В разводе,  трое детей общаться с родителем не хотят. Есть свой добротный дом, но нет здоровья: инвалид первой группы. Когда занемог, его приняла к себе  и стала заботиться семья односельчанина, с которым раньше работали. Уже третий год он полноценный член приемной семьи. Здесь его  не только накормят, дадут вовремя лекарство, но и пообщаться  всегда есть с кем. Таких семей на Гомельщине всего восемь.

Когда-то в области пробовали создавать дома-зимовки.  Это когда  несколько пожилых людей вели совместный быт в одном доме, сами оплачивали коммунальные услуги,  их обслуживал соцработник. Но на Гомельщине они почему-то не прижились.

Более распространена сеть отделений круглосуточного пребывания для престарелых граждан. Создаются они как подразделения центров соцобслуживания, где одинокие и одинокопроживающие старики могут скоротать зиму, привыкнуть к условиям «общежития». Многие потом решаются на дальнейшее устройство в дома-интернаты.

В агрогородке Холмеч Речицкого района, например, создан настоящий оазис для бабушек и дедушек.  Пройдя по отделению, убедилась, что им здесь действительно хорошо. И крыша над головой, и трехразовое питание, и доврачебная помощь медсестер.  Да и больница, считай, за стеной. Тут и пролечиться можно без проблем. Сельчан, соседей своих встретить, узнать, что нового в деревне. А то и проехать посмотреть на свой дом, проверить, все ли в порядке.

— Безусловно, такие отделения круглосуточного пребывания — вызванная жизнью необходимость, особенно в районах, на территории которых нет домов-интернатов, — говорит первый заместитель председателя Комитета по труду и соцзащите  Гомельского облисполкома Александр Копытков. – Здесь они могут находиться шесть месяцев, в крайнем случае — до года. Возможно, в перспективе на базе таких отделений будут создаваться мини-дома-интернаты. 

Не секрет, деревенские старики, чья жизнь с возрастом становится все сложнее, с трудом покидают родные стены, отказываются уезжать в дома-интернаты, расположенные даже в пределах области. Но когда узнают, что отделение круглосуточного пребывания находится в соседней деревне, в своем районе — решение принимается безоговорочно. На Гомельщине сегодня их восемь — в Ветковском, Брагинском, Рогачевском, Речицком, Калинковичском, Светлогорском районах.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

nvakulich2016@mail.ru 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter