Вето на монополию

Поможет ли новый законопроект найти компромисс в развитии торговли?

Новый законопроект о государственном регулировании должен ограничить присутствие крупных торговых сетей на потребительском рынке.

Когда в Беларуси начали усиленно развиваться розничные торговые сети, многие восприняли это как благо. Скидки, акции, уровень обслуживания порой выгодно контрастировали с тем, что предлагала «разрозненная» торговля. Однако активное развитие сетей со временем стало выдавливать с рынка мелкий и средний торговый бизнес. Особую социальную остроту проблема приобретает в провинции, где традиционно местный рынок труда может предложить ограниченное количество новых рабочих мест.

Как же найти компромисс в развитии торговли? Этот вопрос призван решить Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания», проект которого обсуждали участники круглого стола, проходившего в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь накануне Нового года.

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Совета Республики Анатолий Русецкий, члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей, представители республиканских и местных органов государственной власти и управления, научных кругов. Также к диалогу были приглашены члены коммерческих и общественных организаций.

Специальная комиссия проанализировала состояние развития торговой инфраструктуры, взаимоотношений субъектов торговли и поставщиков, после чего были предложены меры по развитию конкурентной среды в сфере торговли и общественного питания, в том числе за счет создания равных условий функционирования как крупных торговых сетей, так и магазинов шаговой доступности, торговых центров, рынков. В законопроекте учтены основные тенденции развития отечественной торговли за последние годы. Он содержит механизмы противодействия монополизации потребительского рынка Беларуси крупными торговыми сетями и призван определить перспективы развития отрасли в соответствии с Директивой № 4 и либерализацией экономики.

Председатель Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Светлана Герасимович, открывая заседание, отметила особую актуальность обсуждаемой темы, которая напрямую касается каждого жителя страны. Торговля является не только серьезной бюджетообразующей отраслью, но и важным каналом распределения инвестиций в объекты инфраструктуры, распространения новых технологий управления товарными потоками, важнейшим стимулом промышленного роста.

В начале своего выступления Ирина Наркевич, заместитель министра торговли Республики Беларусь, ознакомила присутствующих с некоторыми цифрами, характеризующими состояние отрасли торговли страны. По данным Министерства торговли, удельный вес сферы услуг в ВВП — 41,4 %, непосредственно торговля, сектор G, занимает

13,6 %. Сегодня, по словам замминистра, структура торговли меняется в пользу увеличения удельного веса непродовольственной группы товаров в обороте. Общая доля товаров отечественного производства составляет 74,4 %. Согласно социальному стандарту на 1000 жителей в стране приходится 460 квадратных метров торговой площади. До 2016 года этот показатель должен возрасти до 600 квадратных метров. В отрасли общественного питания по всей республике действует

12 тысяч объектов. Социальный стандарт — 34 места на 1000 жителей, к 2015 году он должен составить 40 мест на 1000 жителей. При активном развитии современных торговых форматов — супер-, гипермаркетов, дискаунтеров самыми распространенными в Беларуси являются магазины от 650 до 1000 «квадратов» — таковых в стране более 72 %. Традиционным же для белорусов является формат магазина около 94 квадратных метров. Это, как правило, магазин у дома, шаговой доступности.

— В торговле республики назрела необходимость урегулирования новых отношений, которые стали появляться в связи с активным развитием сетей, — констатировала Ирина Владимировна. — Выполняя поручение главы государства — подготовить проект на основе международного опыта, в ходе разработки проекта мы анализировали опыт регулирования торговли в других странах. Работа была начата в 2011 году, к ней были подключены бизнес-сообщество, экспертный совет, общественно-консультативный совет. В процессе разработки мы столкнулись — и это естественно — с противоположной точкой зрения на принимаемые нормы поставщиков товаров и продавцов.

Стоит отметить, что в проекте Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания» содержатся более совершенные термины, информация о распределении полномочий между государственными органами. Примечательно, что впервые в стране назван орган, ответственный за развитие в сфере конкуренции, — Минторг. Самым успешным разделом проекта закона является антимонопольный раздел. Именно в нем предпринята попытка создать сбалансированную торговлю, т.е. сделать сочетание между крупным и мелким бизнесом оптимальным. Также есть установленные на законодательном уровне правила, что должен делать поставщик потребительских товаров, руководитель крупного торгового предприятия. Это прежде всего нормы, рекомендации, как с ним заключить договор, при каких условиях он дает скидки. Законопроект также предусматривает защиту конкуренции, участие некоммерческих организаций и профессиональных общественных объединений в формировании и реализации государственной политики в отраслях. Ставится задача отрегулировать отношения субъектов торговли с поставщиками товаров. В частности, ужесточаются требования к оплате товара, отменяются все виды дополнительных платежей, предъявляемых поставщику (плата за место в торговом зале, за перефасовку и т.д.). Откорректированы нормы проведения закупочных и товарных интервенций. Прописаны порядок установления и согласования режима работы стационарных торговых объектов, торговых центров, рынков, объектов общепита, а также ассортиментного перечня товаров. Так, ассортиментный перечень для розничного торгового объекта согласовывается с местным исполнительным и распорядительным органом, для развозной торговли — по месту госрегистрации субъекта торговли. Закрепление данных норм на уровне законодательного акта, считают в Минторге, позволит оградить субъекты торговли и общественного питания от неправомерного вмешательства в их деятельность госорганов.

— Много споров вызвал антимонопольный блок законопроекта, где говорится о мерах по ограничению влияния торговых сетей при определенной концентрации на рынке и недобросовестной конкуренции, — продолжила Ирина Наркевич. — Обсуждалась возможность ограничения расширения торговых площадей организаций, за исключением потребкооперации, которыми превышено пороговое значение доли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров за предыдущий финансовый год в границах административно-территориальных единиц. Хочу подчеркнуть, что это не антимонопольная мера, а инфраструктурное ограничение.

— Розничные сети могут навязывать поставщикам условия, не связанные непосредственно с развитием торговли. В законопроекте применен лучший мировой опыт в сфере пресечения подобных действий, — отметил директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь Игорь Фомин, характеризуя антимонопольный блок законопроекта. — Нормы законопроекта предполагают создание таких условий, в которых взаимодействие поставщиков и розничных сетей будет открытым и прозрачным. Запрещаются дискриминационные условия в части заключения договоров, установления платы, навязывания своих условий по ценам, договорам комиссии, возврата товаров. Все эти меры направлены на развитие конкуренции.

Новый законопроект в разрезе проблем регулирования общественного питания проанализировал Вадим Прокопьев, соучредитель, управляющий партнер ООО «ОГК «Столица». На его взгляд, законопроект позволит избавиться от всех атавизмов, существующих сегодня в сфере общепита.

— Упрощение ценообразования, требований к объектам общественного питания — меры, указанные в законопроекте, весьма и весьма прогрессивны. Их, по моему мнению, нужно было вводить еще 10 лет назад, — подчеркнул Вадим Евграфович.

Государственное регулирование в торговле спасет отечественных производителей — такая мысль стала лейтмотивом выступления Григория Петкевича, генерального директора ОАО «Криница».

— С приходом на рынок сетей, частного и иностранного капитала вводятся новые корпоративные модели взаимодействия с теми же сетями. Акцент делается на предоставление скидок, причем размер скидки устанавливает торговая сеть. Это есть скрытая форма ценового демпинга. И для национальных производителей это большая проблема. Рынок Беларуси открыт для Российской Федерации, а через ВТО — для всего мира, а значит, для транснациональных компаний, которые могут негативно повлиять на развитие национальных производителей, — заострил внимание на актуальном вопросе для всех производителей Григорий Иосифович. — Далее, договор на оказание маркетинговых услуг торговым субъектом — верный шаг, чтобы предлагать себя потребителю, но цены на эти услуги из года в год растут. Причем механизм формирования прейскуранта на эти услуги совершенно непрозрачен. И так во многих ситуациях. Сами мы, производители, эту проблему не решим. Возможно, здесь помогло бы законодательное закрепление методов регулирования скидок.

В ответ на это предложение Григорий Петкевич получил замечание из уст Людмилы Юрченко, начальника Управления торговли и госзакупок Министерства экономики, о том, что иждивенческие настроения, преобладающие в среде определенных производителей, надо искоренять.

— Доля продукции белорусского производства на рынке сегодня порядка 80 %, а это значит, что белорусский рынок, как никакой другой, ориентирован на национального производителя, — заметила Людмила Григорьевна. — Возможно, стоило бы сделать акцент на качественные показатели продукции, чтобы удовлетворять потребителя.

На проблемы развития торговых сетей в Беларуси сделал акцент Андрей Зубков, сопредседатель совета некоммерческой организации «Ассоциация розничных сетей», гендиректор ОАО «Евроторг».

— Торговля сегодня нуждается в простых и понятных правилах игры, — начал он. — И при создании нового акта законодатель должен руководствоваться принципом «Не навреди». Если касаться меры установления конкретных сроков расчета за товар, замечу, что она весьма спорна. По законопроекту, если срок реализации продовольственных товаров составляет не более 10 дней, отсрочка оплаты также не должна составлять более 10 рабочих дней, если до 30 дней, то отсрочка не должна превышать 30 календарных дней со дня поступления товара в объект торговли. Принимая эту меру, мы окажем медвежью услугу производителю, розничной торговле и потребителю. Проанализируйте: если перед менеджером будет стоять задача не превысить установленные законом сроки расчета за товар, он и будет формировать ассортимент из тех позиций, которые хорошо продаются. В конечном итоге это постепенно, незаметно для нас, покупателей, приведет к сужению ассортимента, когда позиции, которые дольше продаются, будут оттесняться естественными методами. И мы сами не заметим, как с полок пропадет продукция многих поставщиков. Далее, блок о монопольной деятельности, к вопросу о доле в регионе. Да, законодательно будет установлен определенный процент, который мы будем вынуждены отслеживать, чтобы соблюдать баланс. Но давайте рассмотрим ситуацию: мы начали строительство крупного объекта, он готов к сдаче. В этот момент прекращает свою деятельность крупный торговый игрок на местном рынке. Автоматически наша доля возрастает, и немало. Что делать? Прекращать инвестировать в наш объект? Это к вопросу об инвестициях — дайте четкие правила игры, как инвестировать, как создавать недискриминационные условия. Мы готовы все исполнять, ведь крупные ритейлеры рискуют больше всех.

— Сегодня крупные сети установили свои правила игры, создав тем самым неравные условия конкуренции для малых и средних предприятий торговли. Законопроект направлен на выравнивание условий для ведения бизнеса, — отметил председатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов. — В торговле существует тонкий баланс, нарушение которого приведет к плачевным последствиям. К примеру, появись в райцентре на один сетевой магазин больше — и нет больше ни райпо, ни независимой торговли, ни частных предпринимателей. Такая же ситуация и на уровне государства. Конечно, развиваться нужно всем, но чувство меры должно быть. Главная цель нового законопроекта — установить баланс интересов, чтобы видеть, где начинается то влияние сетевой торговли, которое является необратимым. Ведь увеличение доли предприятий с иностранным капиталом в структуре розничной торговли — это вопрос национальной безопасности.

Сергей Новицкий, гендиректор СООО «Хенкель Баутехник», со своей стороны внес предложение выделить отрасль общественного питания как самостоятельный вид промышленной деятельности и вывести из законопроекта.

Актуальную тему торгового обслуживания сельских жителей поднял депутат Палаты представителей, заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике, Виктор Валюшицкий.

— Есть два вида торговли: городская — Минск и областные центры, лакомые куски, — заметил он. — И сельская торговля, где необходимо реализовывать социальные функции. Сегодня этим занимается только одна организация — потребительская кооперация. И если в райцентре райпо торгует прибыльно, то в деревнях — себе в убыток. Поэтому, на мой взгляд, нужно здраво подходить к оценке доли входа сетей в те же райцентры. И эта доля должна быть установлена на законодательном уровне.

Коллегу горячо поддержала Светлана Герасимович:

— Большая нагрузка для райпо — обеспечивать село тем же ассортиментом, что и в городе, независимо от того, сколько человек живет в деревне. Частный сектор, к сожалению, не хочет там работать. Обеспечение сельского жителя товарами ведется только за счет усилий автолавок и стационарных магазинов райпо. Конечно, поддержка сетей здесь была бы не лишней.

По словам Людмилы Юрченко, этот вопрос уже рассматривался на заседании Президиума Совета Министров: обсуждалась перспектива взаимодействия потребкооперации с крупными торговыми сетями, чтобы последние разделяли социальную функцию обслуживания сельского населения автолавками. Однако, как заметил Андрей Зубков, эта инициатива на первом этапе не вызвала энтузиазма у руководителей сети. Участники круглого стола пришли к выводу, что для обсуждения этого вопроса следовало бы пригласить представителей Белкоопсоюза.

Подводя итоги заседания круглого стола, Светлана Герасимович подчеркнула, что государственная политика по регулированию торговли и общественного питания должна быть комплексной, предусматривающей меры сбалансированного развития видов, форм и форматов торговли, крупного, среднего и малого бизнеса в целях совмещения интересов всех участников рынка.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter