Почему белорусские ветеринарные сертификаты можно считать надежными

Ветконтроль на весах торговых балансов

Почему Россельхознадзор не видит бревна в своем глазу, а гоняется за соринкой в чужом

Беларусь настаивает на соблюдении нормы ЕАЭС о взаимном признании ветеринарных сертификатов. Об этом заявил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов на полях V Экспортного форума «Беларусь молочная». Для того чтобы еще раз твердо выразить свою позицию, были веские основания. СМИ сообщили: на заседании Евразийского межправсовета, которое пройдет в Ереване 30 апреля, российская сторона намерена добиваться отмены решения ЕЭК от 22 января 2019 года «О выполнении РФ обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС». Документ принят как реакция на ограничения Россельхознадзором поставок в Россию молочной продукции из Беларуси. Ведь в ЕАЭС действует норма о взаимном признании ветеринарных сертификатов, и закрытие российского рынка от сертифицированной белорусской продукции комиссия признала нарушением.


В чем суть позиции российской стороны? Ее представители заявляют, мол, «белорусской ветеринарной службой осуществлялась в том числе и сертификация продукции с предприятий, у которых отсутствуют мощности и оборудование» для ее выпуска. Россельхознадзор ссылается на «остатки запрещенных и вредных веществ», обнаруживаемые в поставках, и неполноту ветеринарного контроля.

Насколько реальны подобные сетования? Ни одну из претензий принять нельзя. Например, россияне говорят об отсутствии мощностей, но не называют конкретных молочных комбинатов. То же самое и о «неполноте ветеринарного контроля». Где, когда, по какому адресу?

Сомнения вызывает и объективность контроля соседнего надзорного ведомства. Вспоминаю его прошлогодние претензии к ультрапастеризованному молоку, в котором якобы обнаружено сухое. Кто станет заниматься такой ерундой? От подобного смешивания ведь растет себестоимость. Руководитель одного из предприятий, в сливках которого тоже якобы нашли сухое молоко, тогда четко заявил: не существует методики определения сухого молока в стерилизованной и ультрапастеризованной продукции. Когда подобные претензии Россельхознадзор предъявил российской компании «Данон», она подала в суд и выиграла процесс. Это еще раз подтвердил теперь уже бывший министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. Сразу после введения санкций на белорусские продукты он заявил, что дал Россельхознадзору поручение разработать методику выявления сухого молока в молочных продуктах. Тем самым засвидетельствовав, что его подчиненные действуют не в правовом поле.

С Россельхознадзором можно было бы согласиться, если бы он привел веские аргументы, допустим, о том, что Беларусь не может выдавать сертификаты на уровне требований сегодняшнего дня. Но таких аргументов нет и не может быть. Ведь наша ветеринарная служба проводит исследования, в том числе на соответствие требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза. Например, по техрегламентам ТС о безопасности мяса, молока и продукции из них, проводятся исследования на металлы, радионуклиды, антибиотики, патогенные микроорганизмы, пестициды и множество других параметров.

При этом не только контролирует сырье и готовую продукцию, но и работает на упреждение. Проводятся диагностические исследования в животноводстве, мониторинг и прогнозирование особо опасных болезней животных, испытания ветеринарных препаратов, кормовых добавок и продуктов животного происхождения, контроль безопасности импортируемой продукции животного происхождения и многое другое. Постоянно идет освоение новых методик, расширяются объемы современных исследований на основе последних достижений науки и техники. 

Как после этого поворачивается язык говорить о какой-то «неполноте ветеринарного контроля»?!

Следует обязательно уточнить, что сырье и готовая продукция так же основательно исследуются в лабораториях перерабатывающих предприятий. Заместитель гендиректора Гомельского ОАО «Милкавита» Елена Лапова отметила: качество продукции тщательно контролируется на всех этапах производственного процесса, начиная с приемки сырья и слежения за температурными режимами хранения, и до тестового контроля готового продукта, образцы которого постоянно проверяются в лаборатории завода. На предприятии действует система НАССР (от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points — «Анализ рисков и критические точки контроля»). Она используется во многих странах и считается существенной защитой потребителей от потенциальных угроз их здоровью. Кроме того, специалисты предприятия регулярно выезжают на фермы для оказания методической помощи в проведении анализов.

Скептики могут сказать: «Каждый кулик свое болото хвалит». Хорошо, дадим слово постороннему «кулику». Белорусские молокоперерабатывающие предприятия соответствуют современным требованиям. К такому выводу в конце прошлого года пришли специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор) по итогам мониторинга четырех производителей. Они по своему техническому оснащению, уровню автоматизации производства соответствуют современным требованиям. Организация производственного контроля за качеством и безопасностью сырья и готовой продукции позволяет выпускать молочную продукцию, в том числе для детского питания. Речь идет о предприятиях «Савушкин продукт», «Беллакт», «Молочный гостинец» и Туровском молочном комбинате. Целью визита была оценка системы обеспечения безопасности выпускаемой продукции, в том числе для детского питания.

Именно на нем специализируется волковысское ОАО «Беллакт». Гендиректор предприятия Александр Яроцкий также считает, что белорусские ветеринарные сертификаты, исходя из действующей у нас системы исследований качества и безопасности продукции, должны безоговорочно признаваться в России. Иначе зачем было создавать общий рынок. Неужели наш ветконтроль хуже, чем в других государствах ЕАЭС — Армении или Казахстане? Но к ним почему-то нет подобных претензий. Может, потому, что их доля на российском рынке невелика?

Действительно, ведь Беларусь поставляет соседям в год 3,7 миллиона тонн продукции в пересчете на молоко. С одной стороны, мы восполняем дефицит его на тамошнем рынке. С другой, это не всем нравится. Хотя аграрные ведомства Беларуси и России ежегодно разрабатывают прогнозные балансы поставок продовольствия, в том числе молочной продукции, из-за вводимых ограничений по итогам работы за 2018 год невыполнение объемов поставок из Беларуси в Россию составило 617 тысяч тонн в пересчете на молоко.

Во время V Экспортного форума «Беларусь молочная» начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов так оценил ситуацию: «Согласно статистическим данным, Россия в настоящее время не обеспечивает себя основными продуктами питания, в том числе и молочными. Будем откровенны: введение ограничений, по нашему мнению, носит регуляторный характер с целью обеспечения конкурентоспособности и высокой доходности в первую очередь национальных производителей».

Но в самой России не все столь однозначно. Если местные производители молочной продукции действительно желают торможения поставок аналогичных белорусских товаров, то оптовые покупатели, например кондитеры, недовольны такой постановкой вопроса. Их вовсе не устраивает недостаток определенных видов молочной продукции и, как следствие, более высокие цены, чем при заполненном рынке.

В сентябре прошлого года Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд» (Mars, Nestle, «Объединенные кондитеры» и др.) предупреждала Дмитрия Медведева об угрозе дефицита белорусского сухого молока как сырья для кондитерской промышленности в РФ из-за действий Россельхознадзора, о том же заявляла и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Собственного сухого молока нужного качества в РФ недостаточно, и оно на 15—20 процентов дороже белорусского.

Исполнительный директор «Асконда» Вячеслав Лашманкин пишет, что острая нехватка качественных сухих молочных продуктов не может быть покрыта российскими поставщиками, прежде всего по параметрам безопасности. В кондитерском производстве молочное сырье не подвергается воздействию высоких температур, поэтому требования к его качеству высоки. В России из-за дефицита сырого молока на сушку зачастую отправляется продукт с отклонениями по качеству, и такое сырье не может использоваться в кондитерской отрасли.

Кстати, выпячивая мнимые недостатки белорусской молочки, Россельхознадзор весьма скромно сообщает о недоработках в этой сфере своих земляков. Но на недавнем X съезде Национального союза производителей молока («Союзмолоко») руководитель ведомства Сергей Данкверт был откровенен: за последние пять лет качество молочной продукции существенно снизилось. Сильно мешают высокий уровень оборота фальсифицированной продукции на рынке и безнаказанность лжепроизводителей.

Поясним: буквально два дня назад Россельхознадзор заявил: «В год в России выпускается порядка 60 миллиардов упаковок различной молочной продукции, четверть из которых фальсифицирована». Вдумайтесь: 15 миллиардов пакетов сомнительного качества! Но что-то не слышно о соответствующих запретах на ранней стадии производства. Почему контролеры не мчатся на свои заводы, не видят там бревна, а сосредоточены на белорусских соринках, да и то мнимых? Вспомним, что они ни разу за все годы не предъявили нам претензий по статье «фальсификат».

Но вернемся к съезду. Избранный на нем новый председатель правления «Союзмолоко» Штефан Дюрр отметил: «К торговому балансу между Россией и РБ нужно подходить взвешенно, самая большая проблема — фальсификат. Если мы не решим вопрос с фальсификатом, то отрасли будет очень плохо».

Так что, думаю, Россельхознадзору надо сосредоточиться на внутренних проблемах, которых, как говорится, воз и маленькая тележка.

А с ветеринарными сертификатами поступать так, как это делается в ЕС. Там никому в голову не приходит, скажем, перепроверять качество продукции при ее перевозке из одного государства в другое при наличии таких документов. Само собой разумеется, что их выдают профессионалы, которые к тому же несут ответственность за свои действия. Так что давайте уважать друг друга и доверять партнерам, коль мы в одном союзе. При этом, конечно, не исключены взаимные инспекторские проверки. Но доброжелательные, а не с целью нанесения экономического вреда.

gedroiz@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter