Ветхость «цветных» крыш

Россия и Беларусь выступают против вмешательства в свои внутренние дела со стороны «международных и неправительственных» организаций
Россия и Беларусь выступают против вмешательства в свои внутренние дела со стороны «международных и неправительственных» организаций

Вчера в Любляне завершилось заседание Совета министров иностранных дел государств — участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В последнее время едва ли не на каждой встрече ОБСЕ в подобном формате обсуждается ее реформирование. При этом Россия совместно с Беларусью и другими государствами СНГ все настойчивее обращает внимание своих партнеров на перекосы в деятельности организации. Форум в Словении не стал исключением.

Один из самых острых вопросов — наблюдение за выборами. Тон дискуссии на этот раз задал министр иностранных дел России в своей статье, посвященной внешнеполитическим итогам уходящего года, появившейся накануне люблянской встречи. Сергей Лавров заявил об «основаниях подозревать, что электоральный мониторинг под крышей ОБСЕ используется в качестве спускового крючка для дестабилизации положения в отдельно взятой стране». По словам Лаврова, это происходит в зависимости от места этой страны «в иерархии чьих–то политических интересов».

Заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Михневич продолжил эту мысль уже с трибуны СМИДа: «Мы не должны допускать использования институтов и структур ОБСЕ в качестве механизмов оказания политического давления на государства–участники». По его словам, особое значение придается деятельности БДИПЧ. «К сожалению, пока мы не видим существенных улучшений в работе этого института ОБСЕ. В течение нынешнего года мы неоднократно могли убедиться в том, насколько различной, в зависимости от государства–участника, может быть оценка БДИПЧ одних и тех же фактов», — констатировал дипломат.

Российский министр довольно резко высказался о «деструктивности революционных потрясений, которые не добавили предсказуемости, негативно сказались и на перспективах решения острых социально–экономических проблем в некоторых странах СНГ». По его мнению, в этом году «активизировались попытки... использовать инструменты демократии для вмешательства в наши внутренние дела».

Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, какие инструменты использует Запад для вмешательства, Лавров высказался и по поводу неправительственных (некоммерческих) организаций: «Российские НПО и НКО должны финансироваться на национальные средства, в том числе бюджетные». Владимир Путин на днях подчеркнул, что закон о НПО «нужен только для того, чтобы обезопасить нашу политическую систему от вмешательств извне».

Белорусский политолог Леонид Гончар, представляющий Институт социально–политических исследований при Администрации Президента, говорит, что сегодня страны СНГ, в том числе и Россия, сталкиваются с определенной угрозой, связанной с деятельностью так называемых неправительственных организаций. Он уточняет, что речь идет не вообще об НПО, а об организациях, занимающихся политической деятельностью и финансируемых из–за рубежа. «В связи с этим понятна озабоченность и стремление российского руководства по упорядочению деятельности НПО. Практика решения этого вопроса в Беларуси подтверждает правильность такого подхода», — резюмирует Гончар.

Резкая реакция Вашингтона и европейских столиц на новый российский законопроект свидетельствует о нежелании терять рычаги влияния в преддверии грядущих выборных кампаний. Однако и Россия — и это подчеркивает принципиальная дискуссия в Люблине — призывает своих западных партнеров избавиться от попыток строить европейский дом под собственной крышей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter