Рушниковая тайнопись, лики бисером и золотые руки — чем очаровывает ветковская земля

Ветка вечного дерева

Неглюбские рушники, старообрядчес­кие иконы и книги, Хальчанский дворец, легендарный «Мистер Нет» — дипломат Андрей Громыко... Эти и другие жемчужины истории и судеб так щедро рассыпаны по земле Ветковского района, что, побывав здесь однажды, заглянув в глубь веков и открытые сердца жителей, прикипаешь к этим местам навсегда. Что берегут ветковчане и чем гордятся, в очередном материале нашего проекта.

Ключ к сердцу

Откуда в маленьком городке Ветка, что на востоке Гомельской области, собственная Красная площадь, здесь знают не только пытливые школьники, но и
дошколята. История райцентра прочно увязана с Москвой, откуда в 1685 году бежали староверы, гонимые церковной реформой. У названия города своя легенда: после долгого путешествия раскольники, положившись на Божью милость, пустили по течению ветку дерева: «К коему берегу волнами прибьется сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием Божьего перста». Так прижились здесь уникальные школы иконописи, рукописных и печатных церковных манускриптов, оформления книги, деревянного зодчества... 

Дошла бы до нас эта красота со смыслом, если бы не люди, влюбленные в свою землю? Стараниями ветковчан артефактам было создано достойное обрамление — ныне музей старообрядчества и народных традиций имени Федора Шклярова, где хранятся «ключ» от сердца края и коды этой земли. Лучше Галины Нечаевой, заместителя директора музея, о том, пожалуй, никто не расскажет. Сколько музей здравствует, а недавно отметил 40-летие, столько и Галина Григорьевна в союзе с ветковскими тайнами:

Галина Нечаева.

— Моя родная улица — Ковалева, раньше — Крестьянская. Там стоит отчий дом. Мы жили по соседству с Федором Григорьевичем Шкляровым. Во второй половине своей жизни он начал собирать старинные книги, иконы, самовары, каменные топоры. С этого его увлечения все и началось. Когда взялись создавать музей, это был конец 70-х. Светлана Ивановна Леонтьева — теперешний главный хранитель фондов, я и Федор Григорьевич — такой у нас был «большой» коллектив. 1 ноября 1987 года мы открыли трехэтажный музей в районном центре, заполненный нашими руками, со своей совершенно оригинальной экспозицией, которая нам далась и счастьем, и трудом, и слезами. Но когда это твоя судьба, ты строишь ее с любовью.

Фото vetka.by

Сегодня в фондах музея, известного на весь мир, около полутысячи старообрядческих икон, в том числе шитых бисером и жемчугом, более сотни рукописей XVI — XIX столетий, около 600 старопечатных изданий, среди которых произведения Ивана Федорова, Петра Мстиславца, Василия Гарабурды, Онисима Радишевского, белорусских, украинских и московских печатных дворов XVI — XVIII веков. 

Особый пласт — неглюбское ткачество, которое здесь изучают основательно и глубоко, как нигде больше. Не только исследуют, накапливают, экспонируют, но и щедро делятся. Галина Григорьевна точно знает:


— Каждый экспонат — музейная тайна. Кажется, простые вещи: ткани, дерево, книги, иконы. Но это только их материальное название, а на самом деле это тексты культуры предков. Культура же наша глубока. Я восхитилась, возлюбила и отдала ей всю жизнь. Знаете, о чем мечта? Чтобы появился в Беларуси музейный журнал по этнографии, народной культуре, археологии, где публиковались бы исключительно открытия. Потому что таковые есть и они ежегодно творятся увлеченными людьми.

Анастасия Лежмина — заведующая автоклубом Ветковского центра культуры и народного творчества в национальном костюме Ветковского региона.

Рушниковая тайнопись

Увидеть в музее неглюбский рушник и не побывать в деревне Неглюбка — упустить шанс пройти дорогой к небу. Именно так местные мастерицы называют рукотворные полотна, которые языком орнамента разговаривают с высшими силами, сопровождая человека от начала и до конца жизни. И хотя путь от Ветки до Неглюбки неблизкий — 50 километров, но он того стоит. Недаром неглюбские рушники украшают ведущие музеи мира.

Народный мастер Беларуси Людмила Ковалева, руководитель местного объединения ткачих Неглюбского сельского центра ткачества, встречает при таком параде, что становится завидно. Подиумы по ее костюмчику плачут. На особый манер повязанный платок, какой носили неглюбчанки прошлого века, понева — тканая клетчатая юбка кусками-клиньями. Людмила Васильевна объясняет «модный расклад»:

— Мы полностью восстановили традиционный женский костюм неглюбского строя. Юбка замужней женщины отличалась от той, которую могли носить девушки. Головные уборы тоже разнятся. У меня, как видите, платок. Только в Неглюбке его так повязывали. Девичьим головным убором был кубок с разноцветными лентами. 


Слушаю мастерицу, смотрю, как она ловко управляется со станком, и не верю, что всему этому человек научился с чистого листа, не имея за плечами багажа маминых и бабушкиных премудростей.

— В 80-х годах прошлого века влюбилась в местного парня и переехала в Неглюбку из Брагинского района. А когда увидела всю эту тканую красоту, пропала, — смеется мой гид по рушниковой истории. — Первым делом училась у пожилых мастериц. Тогда ведь практически в каждом доме был станок. Да и сегодня без рушников невозможно представить себе деревню. Красный кут в местных домах — это икона с рушником. Без этого хата беззащитная и пустая. Рушники хранят Неглюбку, это ее оберег. После чернобыльской аварии во всей округе выселили жителей, а нашу практически не задело.

Но если станки уходят из домов, то вот уже несколько лет они занимают свое место в центре ткачества. Людмила Ковалева и ее напарницы не только поддерживают традиции рукоделия, сохраняя уникальную закладную технику, но и ­обучают местную детвору. Сейчас в кружке занимаются 15 школьников. Семиклассники Денис Сегень и Ульяна Капля, которых застаю за работой, — юные ткачи со стажем. Денис, правда, более опытный. В багаже несколько лет и награды в конкурсах. Пока я пытаюсь уловить схему его действий, терпеливо мне объясняет:

Денис Сегень, Кристина Гаршина и руководитель центра Людмила Ковалева.

— Ничего сложного. Усидчивость, внимательность — и у вас все получится. Кстати, в математике неплохо помогает. Здесь все время надо считать. 

Людмила Васильевна даже не сомневается, что рушниковые коды не растеряются во времени:

— Мы уйдем, другие придут. Неглюбке без ткачества никак. Это суть ее земли.

Все — в зал

Для семьи предпринимателей Евгения и Натальи Дмитренок собственный путь по ветковской земле только выстраивается. Однако чувство, что очутились в красивом и добром месте, не покидает супругов, решивших здесь основать свой мебельный бизнес. Да такой, который уже гремит на всю страну. Их фирма «Мебельторг» производит... театральные кресла. 

Новый адрес деловой инициативы — бывшая ткацкая фабрика. Около года назад чета предпринимателей выкупила пустовавшее здание площадью 2 тысячи квадратных метров. Наталья рассказывает историю семейного вопроса:

Наталья Дмитренок. 

— Мы присматривались к Гомелю. Крупный город, выше спрос. Но там посильных для нас вариантов просто не нашли. Решили изучить Ветку. Увидели фабрику — и все, больше не думали. Оформили кредит, потихоньку выплачиваем. Но что нас более всего удивило, так это отношение здешних людей. Мы только-только начали работать, еще ничего не показали, но нам все были рады, все готовы помочь, подсказать. Не поддельная, а очень искренняя доброжелательность.

— Но откуда взялась идея с театральными креслами? — удивляет нестандартный ассортиментный ход.

— Начинали с корпусной мебели, — включается в разговор Евгений. — Ее и сейчас производим. А параллельно открыли для себя театральные, концертные, актовые залы. Это оказалось настолько интересным. Знаете, сколько тонкостей в производстве таких кресел! Сейчас выиграли тендер по поставке мебели для Брестского кукольного театра. Там будут кресла «три в одном»: с боковым откидным сиденьем, в комплексе с детским, которое складывается в расчете на маленького ребенка, с подножками. Все разработки — наши. Или вот сконструировали кресла для планетария. Тоже модель, к которой особые требования. 

Коллектив фирмы — это пока 15 мастеров, сплошь золотые руки. Каждый — специалист высшей пробы. Швея из Ветки Светлана Гарамьева посвятила профессии десятилетия. Не скрывает, довольна тем, что может продолжать заниматься любимым делом:

— Дом рядом, условия работы комфортные, зарплата хорошая, коллектив замечательный.

Столяр-сборщик Александр Агажельский из ветковской деревни Новоселки тоже такому повороту рад:

— На селе непросто найти работу. Как только узнал об открытии мебельного производства в райцентре, сразу — сюда. Приняли. Работа — в удовольствие. 

Планов у супругов громадье. Поэтапное обновление здания, оснащение и расширение производства, открытие зарубежного представительства. Главное — все эти проекты связаны с Веткой.

Почва под ногами

28-летняя уроженка соседней деревни Светиловичи, а нынче жительница другой ветковской деревни Даниловичи Алеся Кривицкая ткачество пока не освоила, но о сути родной земли тоже многое знает. Она — самый молодой агроном в этом районе, точнее, заместитель директора по растениеводству филиала «Агрофирма имени Лебедева» РУП «Гомельэнерго».

28-летняя Алеся Кривицкая о родной земле знает многое. Она — самый молодой агроном в Ветковском районе, заместитель директора по растениеводству филиала «Агрофирма имени Лебедева» РУП «Гомельэнерго». К ее советам прислушиваются такие опытные механизаторы, как Виктор Горичев.

На вид — студентка. На деле — руководитель. Выросла в крестьянской семье, потому и после школы решила от своей земли не отрываться: 

— Когда училась в сельскохозяйственной академии, было так странно слышать однокурсников, которые вообще не представляли себе, как выглядит рожь, что такое трудиться на ферме. Мне все это понятно и знакомо. Знала, что буду с этим работать. Но что сразу главным агрономом, конечно же, нет.

— Было страшно?

— Не то слово. Первое время от переживаний ночами не спала, бывало — плакала. Это же какая ответственность! За тобой люди, предприятие. Но мне очень помогали и местные специалисты, и районные. В общем, уже пять лет здесь. Предприятие крепкое. Здесь все по-хозяйски.

 Уверенно топчет ботинками поле, где техника разбрасывает удобрения. Что-то прикидывает, кому-то подает знаки. По ходу рассказывает: 

— У нас чуть более 2 тысяч гектаров. Это немного. Еще бы прибавить. 

— Но ведь это затраты. 

— Это — доходы. Земля должна работать эффективно. Это основа животноводства. Отсюда — молоко, мясо. У нас нет гуляющих полей. Все в работе. В прошлом году получили 33 центнера зерна с гектара. Лучший результат в районе. Хороший урожай кукурузы, рапса. Но всегда хочется большего. И мы к этому стремимся.

Алеся Кривицкая. 

Алеся не без гордости показывает зернохранилище, где элитная рожь ждет своего выхода в поле. 

— Круглые сутки в работе? — переспрашиваю с сочувствием.

— Но зато — результат! Вот, гляньте, какое там зелененькое поле озимой ржи прорисовалось. Красота же. Три раза постучу по дереву, пока оно меня только радует. Такое живое, такое родное. Просто ух!

Наши звонкие дать имена

С Веткой связаны и... олимпийские надежды тренера по боксу районной детско-юношеской спортивной школы Дениса Шпакова:

— Кто же не мечтает вырастить олимпийского чемпиона? — по-мужски сдержанно отвечает мастер боксерского ринга на мои вопросы о программе максимум.

Денис Шпаков и его воспитанник Даниил Савченко.

25-летний тренер-педагог, в недавнем прошлом победитель и призер областных и республиканских турниров, сам ветковский в нескольких поколениях. Еще десять лет назад он прибегал сюда после уроков ровно так же, как и его нынешние воспитанники, которые шумно вваливаются в тренировочный зал с перчатками наперевес. Однако встреча с боксом у Дениса случилась не сразу. Улыбается воспоминаниям:

— Мама отвела меня на танцы. Правда, сказала, что будет брейк-данс. Но оказалось — народные. Конечно, нам, мальчишкам, там страшно обрадовались. Но когда в класс пришел тренер по боксу Иван Иванович Лапицкий, сейчас директор нашей ДЮСШ, как же мы обрадовались ему. Сразу дали добро и побежали на первую тренировку. Было это классе в 4 — 5-м. С того все и началось. 

— А мама?

— Поняла, что сопротивление бесполезно. Особенно когда рядом такой замечательный тренер, как Иван Иванович. На самом деле школа ветковского бокса очень серьезная, с хорошими традициями. Из наших стен выходили известные спортсмены, победители и призеры международных соревнований. Сейчас подрастает новое поколение чемпионов. База для подготовки стала куда мощнее. В прошлом году наша школа «приросла» на современный плавательный бассейн.

Тем временем новое поколение ждет руководства к действию. Тренер одному подправляет шлем, другому затягивает перчатку. Занятия нынче не промежуточные стандартные, а подготовка к республиканским соревнованиям по боксу среди юниоров. В областной сборной — трое ветковчан: Дмитрий Зигинов, Иван Матюшкин, Дмитрий Шляхтов. У каждого свои сильные стороны и высокие шансы на медали. А еще — реальная перспектива в ближайшем будущем начать тренерскую карьеру.

— У меня и сомнений не было, куда пойти учиться после одиннадцати классов и где работать, — рассказывает Денис о собственном жизненном выборе. — Только тренер и только своя школа. Без бокса я себя не представляю. Без родной Ветки, в принципе, тоже.

draluk@sb.by

Фото Ивана ЯРИВАНОВИЧА и Марии АМЕЛИНОЙ. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter