Ветеран необъявленной войны

Правильно сказано, что не дорога выбирает человека, а человек дорогу. Так случилось и в жизни Козьмы Никитовича Новикова - крестьянского паренька, мечтавшего стать учителем.
Правильно сказано, что не дорога выбирает человека, а человек дорогу. Так случилось и в жизни Козьмы Никитовича Новикова - крестьянского паренька, мечтавшего стать учителем. Его призвали в армию в 1939-м. И так вышло, что, надев погоны за два года до начала войны, Козьма Новиков не снимал их в течение долгих 35 лет. Весь этот отрезок времени, с первого до последнего дня, отдал он службе в органах госбезопасности - сначала в военной контрразведке СМЕРШ, затем - в разведке.

Война для Козьмы Никитовича, в отличие от большинства фронтовиков, не закончилась победными салютами 1945-го. Она продолжалась, превратившись из явной и кровавой в тайную, "холодную", но от этого не менее беспощадную. Противостояние недавних союзников, превратившихся в потенциальных противников, выливалось не только в наращивание военных мускулов и ядерную гонку. В Советский Союз десятками забрасывались агенты западных спецслужб, щедро снабженные оружием, деньгами, шпионской техникой и оборудованием. В числе тех, кто вел борьбу с этим врагом, был и Козьма Новиков. К примеру, немалый вклад внес он в изобличение и поимку группы американских агентов-парашютистов, завербованных из числа белорусских националистов, бежавших на Запад с гитлеровцами и заброшенных на территорию Белоруссии. Органами госбезопасности в начале 50-х была проведена блистательная операция, завершившаяся ликвидацией шпионской сети. В последовавшей затем радиоигре с американским разведцентром во Франкфурте-на-Майне, продолжавшейся два года, работавший под контролем КГБ агент-радист исправно снабжал американскую разведку самой ценной информацией (разумеется, с приставкой "дез").

Двенадцать лет провел Козьма Никитович за границей, участвуя во многих операциях, в том числе и в вошедшей в анналы советской разведки эпопее работавшего на СССР сотрудника английской СИС Джорджа Блейка. Впрочем, подробности тех дел до сих пор в большинстве своем хранятся под грифом "Совершенно секретно".

14 ноября Козьме Никитовичу исполнилось 90 лет. Почти вся история бурного и полного трагических событий ХХ века прошла перед его глазами. Но, несмотря на преклонный возраст, один из старейших ветеранов органов госбезопасности республики по-прежнему полон энергии.

Станислав ЯНОВСКИЙ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter