Что делать, если ваш рейс отменили или задержали

Ветер с моря дул

Я так уважала самолеты до последнего времени. За их строгие ливреи, аэродинамические формы, даже за сэндвич с капустой на борту — нигде ланч не бывает таким вкусным и желанным, как на высоте 10 тысяч метров над землей. Самое главное, конечно, скорость. Я любила самолеты за эту способность почти мгновенно доставить меня в любую точку на карте мира. Воткнула недавно флажок в остров в океане — Мадейру. Фьють — и британский лоукост за 50 условных единиц доставил меня из Лиссабона в Фуншал, в международный аэропорт Мадейры, который с недавних пор носит имя футболиста Криштиану Роналду. Обняв его бюст по прибытии в аэропорт, я и не подозревала, что целуюсь с «каменным гостем» и что спустя неделю этот бронзовый Роналду и авиасообщения с ним такое мне устроят, что буду сама не рада.


Накружившись по острову за неделю вдоволь, возвращаюсь в «столицу» Мадейры — Фуншал — рано утром, на вечер запланирован вылет. Я расслаблена, в белых штанах, проверяю в мобильном приложении авиаперевозчика статус полета — все идет по плану. Вы летите, Виктория, сегодня в 21.10, ваше место 19А, пейте кофе, покупайте сувениры, скоро увидимся. Под беспечный хохот мы забрели с приятелем в прибрежное кафе, где этнические индейцы играли расслабляющую музыку. Около 15.00 телефон брякнул — подруга прислала смешную картинку, улыбаюсь и совершенно случайно нахожу в почте истеричное послание от своего авиаперевозчика: «Виктория, мы очень извиняемся, но ваш сегодняшний рейс отменяется». Пытаюсь соображать: завтра утром из Лиссабона мне в Минск лететь, как отменяется? За что? Побросав гляссе и пирожное, чуть не сбивая с ног индейца в нелепой шапке, несемся в аэропорт, а там — коллапс. Один за другим отменяются рейсы на Лиссабон, Эдинбург, Манчестер... Тысячи человек стоят в очереди в одно–единственное окошко, где надеются получить хоть какую–то информацию о столь стремительных обвалах рейсов. Кстати, причина была банальна — сильный ветер.

По дороге в аэропорт я несколько раз прочитала внимательно письмо от своей авиакомпании, и там крупными буквами было написано: ПОВЕРЬТЕ, ВЫ МОЖЕТЕ РЕШИТЬ ВСЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ. Далее инструкция, как это сделать: если вам нужно перебронировать рейс, заказать отель и трансфер — отправьте нам СМС на короткий номер. Я отправила им СМС, что мне нужно все — и отели, и трансфер, и новые билеты. Через час добрались в аэропорт и встали в хвост длиннющей очереди на четыре часа. Передо мной стоял парень из Эдинбурга, я спросила, отправил ли он СМС на короткий номер. Он отмахнулся, типа какие приложения, сейчас с девушкой в окошке все решу — мне надо сегодня лететь. На моих глазах он долго, минут 20 с оператором объяснялся: она ему предложила вылет только на 11 (!) августа (а дело было 24 июля) и посоветовала как можно скорее бронировать отель самому — у перевозчика на кредитной карте к этому времени закончились средства. Я была следующей — обработка моей заявки заняла ровно минуту, по коду моей же брони девушка распечатала нам новые билеты на 27 июля (ура!) и ваучер на отель. Понимаете, да? Пока мы ехали в аэропорт и стояли в очереди, моя СМС–заявка где–то уже обработалась, и мой вопрос действительно решился быстро благодаря смарт–приложению. Спустя всего три дня я была в Лиссабоне, еще через день — спасибо польскому лоукосту — в Минске. А если бы не отправила это короткое сообщение, возможно, до сих пор сидела бы в аэропорту в зале ожидания, у постамента Роналду, и не знала бы, как выбраться с острова.

Написала эту колонку по горячим следам, если резюмировать: люди, грузите мобильные приложения своих перевозчиков обязательно, проходите автоматический чек–ин в телефоне (без бумажек) и следите за статусом полета как можно чаще. Чем быстрее вы поймаете новость об отмене рейса, тем больше у вас шансов рассчитывать на бюджет перевозчика (нам оплатили отель только за одну ночь, а потом прислали письмо: извините, кредитная карта себя исчерпала, платите сами — мы потом отдадим). Предупреждаю — «потом» не наступит никогда. Вчера я получила отказ возместить мне пребывание в отеле больше чем на одну ночь. Мотивировка предсказуемая: авиакомпании не могут управлять погодой в силу ее природы, а ветер — это форс–мажор, от нас не зависящий, поэтому смотрите постановление (ЕС) номер 261/2004, где все подробно описано.

Итак, разлюбила ли я коварные самолеты после этого? Нет, конечно. Хотя два–три вывода для себя сделала. Первый и самый главный — отправляясь в путешествие на самолетах, нужно всегда оставлять на кредитке пухлую финансовую подушку, в случае коллапса и форс–мажора можно рассчитывать только на себя и свои средства, других помощников нет и не будет, на компенсацию надеяться наивно. Вот, собственно, и все, что хотела сказать, как пишет мне цинично авиаперевозчик, отказавший вчера в выплате: с нетерпением ждем вас на нашем борту вновь.

viki@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter