Ветер перемен бизнес-климату благоприятствует

Ирина Новикова: Без венчурного бизнеса нет инновационного развития

При разработке Директивы № 4 экономисты-практики опирались на науку и на мировой опыт

Ни много ни мало с новым этапом развития экономики и государства связывают реализацию мер Директивы № 4 в своих комментариях после подписания долго­жданного документа чиновники и предприниматели. Даже независимые экономисты и эксперты предлагаемые в ней изменения называют не иначе, как революционными или прорывными. Первые и вторые, похоже, приблизились к тем гармоничным отношениям, когда, как в хорошей семье, партнеры слышат друг друга, имеют общие цели и смотрят в одном направлении. Если переводить это в экономическую сферу, то речь идет о развитии государственно-частного партнерства, деловой инициативы, создании привлекательного для инвестиций бизнес-климата, привлечении в страну капитала. О том, как это важно сегодня для Беларуси, в чем наша страна позаимствовала мировой опыт, мы говорим с заведующей кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте доктором экономических наук, профессором Ириной НОВИКОВОЙ.

— В 80-х годах прошлого века практически все промышленно развитые страны (США, Великобритания, Германия) стали отказываться от сложившейся системы госрегулирования, так как если продолжать регулировать экономики сложившимися механизмами, то капитал будет уходить из этих стран.

И практика доказала это. Все восьмидесятые годы темпы экономического роста в США не превышали 0,1 %—0,5%, наблюдалась большая инфляция при наличии высокой безработицы, возникло новое явление «стагфляция».

В начале 80-х с приходом к власти Рейгана был взят жесткий курс на либерализацию, и экономика США, действительно, стала активно развиваться, привлекать к себе иностранный капитал.

Куда придет иностранный капитал? Туда, где ему будет комфортно и вольготно, где более мягкое трудовое и экологическое законодательство, где хорошо развита как производственная, так и рыночная инфраструктура, где, что немаловажно, есть хорошие дороги, гостиницы, прогрессивная банковская система, прозрачная налоговая система, развитая система финансовых рынков и соответственно работающий как часы фондовый рынок.

— Многое сделано, но не все из названного присутствует в белорусской действительности. Например, фондовый рынок в стране пока существует лишь в зачаточном состоянии. Не все так просто с инфраструктурой. Это значит, что в ближайшее время прихода в страну иностранного капитала ожидать не стоит?

— Процессы создания инфраструктуры для привлечения капитала и либерализации экономики должны идти одновременно. Для крупных иностранных бизнесменов, желающих вкладывать деньги в экономику нашей страны, принципиальное значение имеет наличие как производственной, так и рыночной инфраструктуры — благоприятного делового климата, хороших дорог, высококомфортабельного жилья и отелей, гольф-полей и т.п. Нам это кажется смешным, ведь на протяжении последних 3—5 лет мы говорили, что для бизнеса важен только деловой климат. И это правильно. Но инвесторам сегодня необходимы также и хорошие дороги, потому что они привыкли ездить на хороших автомобилях, хорошие коммуникации, им нужны хорошие школы для своих детей.

Но развивать инфраструктуру – строить дороги, аэропорты, вокзалы, создавать логистические центры – дорогое удовольствие. Поэтому в большинстве стран с 80-х годов стала интенсивно развиваться такая форма, как государственно-частное партнерство.

Ведь сам по себе государственный чиновник – это зачастую плохой менеджер. Более того, в Беларуси мы сами создали предпосылки, чтобы не только подтвердить, но и усугубить ситуацию с плохим менеджментом на государственных предприятиях, — в нашей стране до сих пор не отменена норма, когда директор госпредприятия, предпринявший рискованное решение, чем нанес убыток организации, подлежит уголовной ответственности. Поэтому большинство рассуждает так: «Лучше что-то не выполнить и потерять премию, чем рискнуть и «сесть» на пять лет». А рынок – это практически всегда риск.

Сегодня больших денег в бюджете нет, ведь деньги в бюджете — это налоги. Если увеличивать налоговую нагрузку, тогда свой капитал может уйти за рубеж. А развитие инфраструктуры требует огромных денег. Без этого мы не сможем сделать привлекательной нашу территорию. Именно поэтому сегодня большинство стран мира пошли по пути развития государственно-частного партнерства. Важно его развивать и в Беларуси.

Кстати, Минэкономики подготовлен проект закона о государственно-частном партнерстве. Я знакома с аналогичными документами в других странах и могу сказать, что проект получился неплохой. К слову, и в Директиве № 4 (п. 8) сказано о таком партнерстве.

— Но дело ведь не только в лояльном законодательстве для инвестора. Ему в первую очередь должна быть интересна сама идея такого сотрудничества и сферы, где оно может быть реализовано.

— Сегодня взят курс на инновационное развитие. На этой основе должна развиваться и экономика. Но для этого должны быть запущены механизмы финансового рынка. В современной экономике без венчурного бизнеса нет инновационного развития. А венчурный бизнес может существовать только при наличии более-менее развитого финансового рынка. По этой причине в Беларуси нет реальных венчурных предприятий, средства на развитие которых выделяются из соответствующих инновационных фондов, сформированных на основе государственно-частного партнерства. А ведь только с хорошей идеи можно получить хорошую прибыль. Но созданное под рисковую идею предприятие – венчурное предприятие — после ее реализации должно не только возместить фонду его затраты, но должно быть соответственно оценено. Именно для оценки этого предприятия и необходим запуск механизмов фондового рынка. Этот процесс следует интенсифицировать в первую очередь.

Сегодня без государственно-частного партнерства и механизмов финансового рынка реализовать курс на инновационное развитие невозможно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter