Ветер истории

Крупные дипломатические скандалы, сопровождающиеся отзывом послов, осложнили отношения Турции с целым рядом западных стран...

Крупные дипломатические скандалы, сопровождающиеся отзывом послов, осложнили отношения Турции с целым рядом западных стран. Вот и решение парламента Швеции, который проголосовал за признание геноцида армян в 1915 году в Османской Турции, вызвало гневную реакцию Анкары. В ответ Турция решила отозвать своего посла из шведской столицы и отменила запланированный визит премьер–министра Реджепа Тайипа Эрдогана в Стокгольм.


Резолюция шведского риксдага не первая и не последняя в этом ряду...


15 февраля британский парламент признал факт геноцида армян. В начале марта единогласно проголосовал за признание факта геноцида армян в Османской империи законодательный орган автономного сообщества Каталония, объединяющего четыре провинции Испании.


Но настоящим ударом для Анкары стало то, что резолюцию о признании геноцида армян 4 марта принял комитет по международным делам палаты представителей конгресса США. Президент Турции Абдуллах Гюль тут же заявил, что «это событие нанесет ущерб усилиям, предпринимаемым для обеспечения мира и стабильности на южном Кавказе, установления отношений дружбы между народами».


Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада по этому вопросу. Но сегодня мы наблюдаем нечто большее. Во–первых, случилось то, что ранее не могло случиться ни при каких обстоятельствах. Соединенные Штаты, для которых Турция была и правофланговым НАТО, и крупнейшей союзнической армией за пределами США, вдруг потрепали нервы союзнику неприятным вопросом о признании геноцида.


По информации газеты «Сабах», Анкара в ответ предусматривает возможность отмены визита в США госминистра Зафера Чаглаяна, намеченного на 19 марта, а также участия в предстоящем там 11 — 14 апреля саммите по вопросам ядерной безопасности главы турецкого правительства Тайипа Эрдогана.


Аналитики даже не исключают такие контрмеры в военно–технической сфере, как пересмотр ряда совместных военных проектов, ограничение использования воздушного пространства Турции со стороны ВВС США и турецких баз блоком НАТО.


Звучит фантастически в свете союзнических отношений Турции и США, но, с другой стороны, не это ли означают слова Гюля об «ущербе стабильности на южном Кавказе»?


Так каким ветром вызвана нынешняя «лавина» резолюций по болезненному для Анкары вопросу? Думаю, что неслучайным. Мы же видим, как стремительно меняется внутриполитическая обстановка в Турции, где у власти укрепляется «мягко–исламистское» руководство. Турция не перестает быть членом НАТО и кандидатом на вступление в ЕС, но, как выразился аналитик Евгений Сатановский, «перестает быть просто американским проектом». Иными словами, Турция самостоятельно выстраивает свою внешнюю политику, причем как с ближайшими соседями, так и с западными партнерами. Турецкие лидеры взаимодействуют с арабским миром, включая Сирию и Ливию. У Анкары сегодня неплохие отношения и с Москвой...


Самое обидное в этой ситуации то, что и с Арменией в последнее время отношения шли по пути нормализации. Ереван и Анкара подписали протоколы о нормализации отношений и установлении дипотношений, правда, документы еще не прошли ратификацию в парламентах двух стран.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter