Ветер, что приносит «Лiстапад»

В конкурсе нынешнего кинофестиваля — победители Канн, Венеции, Сочи и Анапы
В конкурсе нынешнего кинофестиваля — победители Канн, Венеции, Сочи и Анапы

«Числа 13 я не боюсь — у меня квартира номер 13, — говорил журналистам, рассказывая о предстоящем ХIII Минском международном кинофестивале «Лiстапад» председатель кинофестиваля Ростислав Янковский. «И учтите — никакой усталости от фестиваля у меня нет!» В общем, камертон настроения уже задан.

В этом году фестиваль пройдет с 18 по 25 ноября. Главной площадкой впервые станет Дом кино. По мнению первого заместителя министра культуры Владимира Рылатко, в фестивале обозначилось несколько тенденций. Во–первых, формат «Лiстапада» расширяется — впервые в нем примут участие кинематографисты из Бельгии, Марокко и Швеции. Богаче становится программа и жанрово: в афише — анимационные и документальные ленты.

Почувствовать свое место в современном кино, услышать мнение критиков о белорусских лентах, которых на этот раз будет две — «Я помню» Сергея Сычева и «Соблазн» Маргариты Касымовой и Ивана Павлова, — вот главные задачи, по мнению Владимира Рылатко. Хотя, пожалуй, наполовину белорусской еще можно считать и драму Михаила Сегала по сценарию Алеся Адамовича «Франц+Полина».

Открытие, по традиции, пройдет во Дворце Республике. Впервые за несколько лет фильм, который будет демонстрироваться на церемонии открытия, не широко известен публике, как это бывало прежде. Это лента Натальи Бондарчук «Пушкин: последняя дуэль». Два последних года фестиваль открывали раскрученные ленты «72 метра» Хотиненко и «Статский советник». Кино Натальи Бондарчук, в отличие от этих лент, — не модное, не шумное и не респектабельное. Ее фильмы избегают счастливой прокатной судьбы, российские телевизионные каналы отказываются их транслировать, мотивируя это тем, что узкий сегмент биографического кино, в котором работает режиссер, сегодня не востребован зрителем. Зато у нас есть счастливая возможность открыть для себя нечто новое.

В конкурсном показе кинофестиваля «Лiстапад–2006» будет представлено 26 лент — обладательниц наград различных международных кинофорумов. Прежде всего, картина Кена Лоуча «Ветер, который качает вереск» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля этого года), работа шведского режиссера Кая Поллака «Как на небесах» (номинация на премию «Оскар» 2005 года), фильм Абеля Феррары «Мария» (специальный приз жюри 62–го Венецианского международного кинофестиваля), комедия Петера Симма «Достало» (главный приз «Киношока–2006»).

Среди российских лент фестиваля — показанная в Венеции «Эйфория» Ивана Вырыпаева, обласканные «Кинотавром» в Сочи «Связь» Авдотьи Смирновой и «Мне не больно» Алексея Балабанова.

Не менее любопытна и внеконкурсная программа российского кино. В кинотеатре «Центральный» покажут новый фильм Павла Лунгина «Остров», закрывавший в этом году Венецианский кинофестиваль, и драму Александра Велединского «Живой» с братьями Чадовыми.

Председателем профессионального жюри выступит известный режиссер Светлана Дружинина, создатель популярнейшей киносаги о гардемаринах. Также в состав жюри войдут актер Владимир Талашко (Украина), режиссер Валерий Рыбарев (Беларусь), критик Ирина Рубанова (Россия) и другие деятели кино. Вполне возможно, что будут изменения.

В общем, фестиваль, как всегда, — с размахом. И это замечательно. Кроме новых имен, он постарается напомнить и о классиках жанра. В конце октября, например, исполнилось бы 70 лет замечательному белорусскому кинорежиссеру Виктору Ивановичу Турову. Вполне возможно, что на юбилейный вечер в рамках фестиваля приедут актеры, активно работавшие с ним, — Елена Борзова, Донатас Банионис и другие. Ведь это так важно — не забыть о своих истоках, об основоположниках нашего кино.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter