Календарь и традиции: 5 - 11 марта

Весновей веет и старого греет

Впереди третья седмица Великого поста. В этот период часто можно видеть звездопады. В прежние времена к падающим звездам относились настороженно, расценивая явление как отступающее от нормы, причем в глобальном, космическом масштабе, что способно сильно повлиять на многие природные и общественные процессы. Кстати, коронованным особам вообще в такое время запрещалось смотреть на небосвод: опасались, что вид падающей звезды способствует обострению политической ситуации и перевороту. Боялись, что даже случайно попавшаяся на глаза падающая звезда принесет несчастье.

Фото ольги пак.

В традиционном народном календаре 6 марта — Тимофей–весновей. Действительно, этот день часто выдается ветреным. От того, с какой стороны повеет Тимофей, зависят ветры до середины весны.

С Тимофея совершенно по–другому тенькают синицы — наступает время весенних песен. По приметам, если синички подлетают к окнам и стучат клювиками о стекло — холода еще продержатся. Хотя говорили: «Тимофей–весновей — стоит тепло у дверей».

9 марта в религиозном православном календаре — Обретение главы Иоанна Предтечи. В народе еще — «паўраценне». Название связано с тем, что теперь медведь поворачивается в своей берлоге на другой бок, зима тоже сворачивает и отступает: «Зiма баiцца Янавай галавы». Вообще, считали, с этого дня все в природе «паварочваецца, як i сама галава».

Теперь пчеловоды без опаски заглядывают в ульи. Если пчелы живые — то есть, созвучно названию «прысвятка», их обретали, то остаток холодов эти труженицы успешно выдержат. В целом понятие «обретение» распространялось на все сельское хозяйство, поэтому осматривали озимые, ухаживали за плодовыми деревьями.

10 марта — Тарас. Тарас со своим запретом на «панскi адпачынак». Если до сих пор было позволительно после обеда подремать часок–другой, то теперь подобное «гультайства» отменяется. Надо пересмотреть все, что сложено и спрятано в ожидании нового сезона, заглянуть по углам, где за зиму могло завестись что–нибудь и похуже паутины и пыли. А то приходит хозяин, смотрит — все, что аккуратно складывалось, оказывается разбросанным в беспорядке, будто специально перевернули вверх ногами. Вопрос — кто? Наши предки верили, что даже в самое образцовое хозяйство могут проникнуть некие «злыднi» — маленькие, горбатые, скрюченные, уродливые существа, все поросшие лохматой шерстью, имеющие отдаленное сходство то с человеком, то с котом, то с собакой. Их главная цель — нанести максимальный ущерб хозяевам усадьбы. И тогда в доме, куда они внедряются, буквально все идет кувырком. Причем «заселяются» незваные гости не по одному, а целым большим «гуртом», где каждый занят своим видом разрушительной «справы». Обитают обычно в подпечке. Они всячески портят приготовленную еду — всыпают в кашу песок, льют воду в молоко, портят поставленный в дежке хлеб. А еще крадут яйца у кур, пугают коров так, что у тех молоко пропадает. Да и в семьях «злыднi» сеют раздор: начинаются взаимные упреки, ругань. Изгоняли нечисть по–разному. Например, со словами «Думалi на тры днi, а iх i за тры гады не выкурыш» окуривали дом дымом от сжигания сухих купальских трав. Избавлялись от такой навалы, выгребая и выметая все углы и «падпечкi», посыпая их освященной солью и окропляя святой водой. Считалось, особенно боятся «злыднi» Чистого четверга перед Пасхой.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter