В Беларуси появилась собственная дирижерская школа

Весна — время молодых

Опыт опытом, а молодость — великая вещь! Студент в лепешку разобьется, а зрелый профессионал отработает и пойдет домой чай пить.

На прошлой неделе в Большом зале Белорусской филармонии впервые исполнялась оратория Йозефа Гайдна «Времена года». Два с половиной часа музыки, необыкновенно образной, яркой, энергичной — с блеянием овец, пением петухов, дождем, ветром, громом и молнией, с идиллическими любовными сценами и грубыми плясками поселян, празднующих сбор винограда. Если бы не хор студентов Белорусской государственной академии музыки под руководством доцента Инессы Бодяко — даже не знаю, кто бы мог это осилить.


Фанатизм и талант белорусских и китайских студентов, обучающихся в нашей консерватории, сотворили чудо — хор звучал на высшем мировом уровне.

Впрочем, и остальные исполнители были выше всяких похвал. Государственный камерный оркестр Беларуси, разросшийся за счет приглашенных артистов до большого симфонического. Солисты белорусской оперы, лауреаты международных конкурсов Татьяна Гаврилова, Юрий Городецкий и Андрей Морозов. Все звучали в едином стиле, на единой музыкальной волне. И при этом — при тончайшей стилистической выдержанности — не терялся ни нерв, ни энтузиазм. Валторны почти не киксовали. Струнные демонстрировали чудеса слитности.

И всей этой огромной массой уверенно управлял дирижер Дмитрий Зубов. Даже на клавесине он играл стоя, дабы ни на миг не расхолаживать ни себя, ни музыкантов. Признаться, мне не всегда нравится, как Зубов исполняет Баха. Но Гайдн — явно его композитор. И уже многие заговорили о том, что неплохо бы исполнить тем же составом другую знаменитую гайдновскую ораторию — «Сотворение мира». Она звучала у нас в филармонии в 1992 году, но с тех пор выросло новое поколение слушателей, для которых она станет открытием.

Удивительно, но в первую неделю марта состоялась еще одна премьера такого же масштаба — «Маленькая торжественная месса» Джоаккино Россини для двух фортепиано и 12 певцов (по числу апостолов). Композитор хотел, чтобы солисты не выделялись из хора, но на практике это оказалось почти недостижимым. Вот и у нас вместо 12 апостолов пел Государственный камерный хор под управлением заслуженной артистки Натальи Михайловой и четверо солистов оперы, из которых только заслуженный артист Владимир Громов продемонстрировал истинно россиниевское бельканто. Зато оркестр из двух роялей, за которыми восседали народные артисты Молдовы профессора Анатолий Лапикус и Юрий Махович, звучал по–юношески мощно и ярко.

И еще одно важнейшее событие недели — презентация 31–летнего Юрия Караваева в качестве штатного дирижера Государственного академического симфонического оркестра Беларуси. При этом Караваев — отнюдь не новичок. За последние 6 лет он выступал практически со всеми белорусскими оркестрами. Не далее как 3 марта дирижировал гала–концертом фестиваля Duettissimo, в котором исполнялись такие сложные и небанальные произведения, как двойной концерт Макса Бруха.

А 7 марта в свой бенефис он подарил нам изысканную программу, в которой все произведения так или иначе были связаны с Прагой. Сначала увертюра к «Дон Жуану» (премьера в 1787 году в Сословном театре Праги), затем «Пражская симфония» Моцарта, затем Концерт для виолончели с оркестром Антонина Дворжака, в котором блестяще солировал приехавший из Глазго белорусский виолончелист Алексей Киселев, и на закуску симфоническая поэма Бедржиха Сметаны «Влтава».

На мое ухо, Сметана с Дворжаком пока у Караваева получаются лучше, чем Моцарт. Но человек он явно талантливый и хорошо обученный, а дирижеры, как известно, вызревают к 50 годам.

Что важно — в Беларуси выросла целая когорта высокопрофессиональных дирижеров, получивших образование в нашей консерватории. А ведь еще 30 лет назад все дирижеры были приезжие или учились в Ленинграде. Вот вам и ответ на вопрос, куда движется наша культура.

juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter