Производители готовы переработать более 23 тыс. тонн березового сока
Первые литры целебного напитка уже на подходе. Пока покупатели прикидывают, насколько подорожает товар, торговля стремится продать прошлогодние остатки и расчистить место для новых банок. А продукта, судя по договорам, заключенным переработчиками с лесхозами, будет намного больше, чем в прежние годы.
Заводы уже изъявили желание закупить у организаций Минлесхоза 23,1 тыс. тонн березовика — на 25 % больше, чем в 2013-м. И, похоже, это не предел: обычно во время заготовки заявки, пусть и не в таком объеме, продолжают поступать. Сока хватит всем, уверены в ведомстве. Ведь лесхозы планируют заготовить в этом сезоне 26,5 тыс. тонн березового сока.
Свою часть намерены взять и на одном из крупных производств страны — в СООО «Оазис груп». Здесь собираются переработать 2 тыс. тонн «сладких слез». На выходе получится примерно 1,8 тыс. тонн сока. Из них 85 % отправится на внутренний рынок.
Первый заместитель директора СООО Роман Швецов рассказывает:
— В прошлом году мы рассчитывали закупить 1,5 тыс. тонн, но из-за плохой погоды «урожай» был меньше, и к нам поступило всего 1 тыс. Неудивительно, что на складах готового продукта нет, и сетевые магазины с нетерпением ждут нового сока.
Нехватку сока отметили в прошлом году и на Быховском консервно-овощесушильном заводе. Сюда неоднократно звонили возмущенные потребители, просили добавки магазины — переработанные 750 тонн быстро разошлись. Вот если бы добрали еще тысячу тонн, с лихвой бы хватило и белорусам, и жителям России, а также Казахстана, Арабских Эмиратов, Канады. Завод отгружает на экспорт до 45 % произведенного полезного березового продукта.
— Спрос растет, — констатирует менеджер по снабжению Светлана Чекчикова. — Поэтому сейчас мы в заявке указали 2 тыс. тонн. Готовим тару: в торговле чаще востребован сок в стеклянных бутылках объемом 0,75 литра и в трехлитровых банках с ручкой. Стараемся, чтобы потребителю было удобно.
Кстати, белорусы в вопросах потребления березового сока весьма консервативны. Всевозможные миксы, например с добавкой яблочного сока, лимонного, с травами, что называется, на любителя и поэтому стоят на полках дольше. Так что львиная доля продукта выпускается в классическом виде. Ассортимент в данном случае больше вопрос имиджа.
Далеко не всем производителям удается попасть в крупные магазины — сказывается возросшая конкуренция. Выручают заявки из школ, детских садов и больниц. Пристроить туда обычные трехлитровые банки проще. Правда, товар госорганизации берут не очень большими партиями. Вот и получается, что гарантированного сбыта нет, покупателей приходится искать по всей стране.
— Ажиотажа вокруг березового сока сегодня нет, продается он на любой вкус и в любой таре, — разводят руками на одном из государственных заводов. — Конкурировать с другими производителями, где сок разливается, к примеру, в тетрапак, не всегда получается. Рентабельность производства березовика у нас 3—5 %. Чтобы 15 дней поработать на березовом соке, все затраты, даже за вычетом зарплаты работников, составляют Br 4 млрд. В эту сумму входят закупка сока, банка, производство этикетки, лимонная кислота… Газ, сахар, банку берем по предоплате. Нет денег — предлагают взять в кредит под 50 % годовых. Но с чего их отдавать? Вложенные средства возвращаются порой только в течение года.
И действительно: около 20 % из общего объема упакованного сока покупатели выпивают практически сразу. Закончится сокодвижение в стволах берез — следом постепенно начнет уменьшаться и потребность в березовике. Раньше эта пауза растягивалась вплоть до середины осени, но в последнее время страждущие все чаще предпочитают освежиться весенним напитком в разгар летней жары. А коль уж за него готовы платить круглогодично, отказать потребителю заводы не могут. Тем более что некоторые не скрывают: заниматься березовым соком очень даже выгодно.