Весна впрок

Заводы готовы переработать более 23 тыс. тонн березового сока

Производители готовы переработать более 23 тыс. тонн березового сока

Первые литры целебного напитка уже на подходе. Пока покупатели прикидывают, насколько подорожает товар, торговля стремится продать прошлогодние остатки и расчистить место для новых банок. А продукта, судя по договорам, заключенным переработчиками с лесхозами, будет намного больше, чем в прежние годы.

Заводы уже изъявили желание закупить у организаций Минлесхоза 23,1 тыс. тонн березовика — на 25 % больше, чем в 2013-м. И, похоже, это не предел: обычно во время заготовки заявки, пусть и не в таком объеме, продолжают поступать. Сока хватит всем, уверены в ведомстве. Ведь лесхозы планируют заготовить в этом сезоне 26,5 тыс. тонн березового сока.

Свою часть намерены взять и на одном из крупных производств страны — в СООО «Оазис груп». Здесь собираются переработать 2 тыс. тонн «сладких слез». На выходе получится примерно 1,8 тыс. тонн сока. Из них 85 % отправится на внутренний рынок.

Первый заместитель директора СООО Роман Швецов рассказывает:

— В прошлом году мы рассчитывали закупить 1,5 тыс. тонн, но из-за плохой погоды «урожай» был меньше, и к нам поступило всего 1 тыс. Неудивительно, что на складах готового продукта нет, и сетевые магазины с нетерпением ждут нового сока.

Нехватку сока отметили в прошлом году и на Быховском консервно-овощесушильном заводе. Сюда неоднократно звонили возмущенные потребители, просили добавки магазины — переработанные 750 тонн быстро разошлись. Вот если бы добрали еще тысячу тонн, с лихвой бы хватило и белорусам, и жителям России, а также Казахстана, Арабских Эмиратов, Канады. Завод отгружает на экспорт до 45 % произведенного полезного березового продукта.

— Спрос растет, — констатирует менеджер по снабжению Светлана Чекчикова. — Поэтому сейчас мы в заявке указали 2 тыс. тонн. Готовим тару: в торговле чаще востребован сок в стеклянных бутылках объемом 0,75 литра и в трехлитровых банках с ручкой. Стараемся, чтобы потребителю было удобно.

Кстати, белорусы в вопросах потребления березового сока весьма консервативны. Всевозможные миксы, например с добавкой яблочного сока, лимонного, с травами, что называется, на любителя и поэтому стоят на полках дольше. Так что львиная доля продукта выпускается в классическом виде. Ассортимент в данном случае больше вопрос имиджа.

Далеко не всем производителям удается попасть в крупные магазины — сказывается возросшая конкуренция. Выручают заявки из школ, детских садов и больниц. Пристроить туда обычные трехлитровые банки проще. Правда, товар госорганизации берут не очень большими партиями. Вот и получается, что гарантированного сбыта нет, покупателей приходится искать по всей стране.

— Ажиотажа вокруг березового сока сегодня нет, продается он на любой вкус и в любой таре, — разводят руками на одном из государственных заводов. — Конкурировать с другими производителями, где сок разливается, к примеру, в тетрапак, не всегда получается. Рентабельность производства березовика у нас 3—5 %. Чтобы 15 дней поработать на березовом соке, все затраты, даже за вычетом зарплаты работников, составляют Br 4 млрд. В эту сумму входят закупка сока, банка, производство этикетки, лимонная кислота… Газ, сахар, банку берем по предоплате. Нет денег — предлагают взять в кредит под 50 % годовых. Но с чего их отдавать? Вложенные средства возвращаются порой только в течение года.

И действительно: около 20 % из общего объема упакованного сока покупатели выпивают практически сразу. Закончится сокодвижение в стволах берез — следом постепенно начнет уменьшаться и потребность в березовике. Раньше эта пауза растягивалась вплоть до середины осени, но в последнее время страждущие все чаще предпочитают освежиться весенним напитком в разгар летней жары. А коль уж за него готовы платить круглогодично, отказать потребителю заводы не могут. Тем более что некоторые не скрывают: заниматься березовым соком очень даже выгодно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter