Весна приходит со скидками

К весне наша торговля готовилась загодя.
К весне наша торговля готовилась загодя. Уже с середины зимы осенне-зимний ассортимент медленно, но верно вытеснялся в магазинах весенне-летним. А в последней декаде февраля минские власти дали старт пробной акции - первой в республике расширенной общегородской сезонной распродаже товаров по сниженным ценам.

Инициативу поддержали 32 столичных магазина, в том числе все универмаги, и целый ряд отечественных предприятий, которые в рекомендациях не нуждаются, - гомельский "Коминтерн", витебский "Красный Октябрь", брестская "Элма" и другие. Регулируют цены обоюдно: торговля - уменьшая или снимая свою надбавку, производители - снижая отпускные цены. Что из этого получается, можно увидеть на примере самого успешного предприятия торговли - столичного ЦУМа. В секции мужской одежды, например, удалось обнаружить вполне приглядный "коминтерновский" костюм всего за 34 тысячи рублей - среднюю цену одних только брюк. 50 - 60 тысяч за "двойку" из недавнего завоза - тоже, согласитесь, не такие большие деньги, когда на общей витрине цифры в ценниках от 90 тысяч и выше.

Сама форма распродаж для отечественной торговли ненова. Другое дело, что раньше о скидках объявляли отдельные магазины и производители, и чаще всего подобные мероприятия проводились либо с социальной "нагрузкой" - приурочивались к Дню пожилого человека, либо в русле праздничной, предновогодней, традиции. Неделю распродаж устроил перед прошлым католическим Рождеством минский ГУМ, снизив цены на белорусские товары на 5 процентов. (Как сетовала тогда и.о. директора Светлана Приступа, скидки могли быть побольше, если бы поставщики уступили в цене.) Регулярно идет навстречу покупателям и фирменный магазин "Белвест", где в эти дни проходит двойная распродажа - сезонная и прошлогоднего летнего ассортимента. Счастливчики могут при желании стать обладателями пары босоножек за "смешные" 6 тысяч рублей. Вот что значит добрая воля производителя! Между тем даже совместными усилиями участники нынешней общегородской акции вряд ли опустят ценовую планку ниже, чем на 10 - 15 процентов. И это не их вина, а беда сложившейся системы тотального регулирования цен.

Какое здесь может быть пространство для маневра, если максимально допустимая торговая надбавка в Беларуси составляет 30 процентов, а, по данным Минторга, в среднем по республике не превышает 20 процентов? Магазины едва покрывают свои издержки, довольствуясь прибылью в 1 процент с оборота. А поскольку никто не хочет остаться внакладе - ни вести торговлю себе в убыток, ни отдавать товары ниже себестоимости, то получается замкнутый круг: широкие распродажи становятся непозволительной роскошью. Неудивительно, что производители откликнулись на предложение Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома без особого энтузиазма. Или откликнулись, но своеобразно: скажем, цены минская "Элема" снизила только в своем фирменном магазине. Есть у нас немало предприятий, перед которыми проблема сезонного сбыта продукции вообще не стоит. В том же ЦУМе в секции женской модной одежды затруднились вспомнить, когда товар у них подлежал уценке - залеживался больше двух месяцев. Наоборот, костюмы из Белорусского центра моды "улетают" в течение 10 - 15 дней.

На Западе, опыт которого Минск пытается сейчас использовать, сезонные торговые скидки в 40 - 60 процентов - привычное дело. Как, впрочем, и надбавки в 50, 80 или даже 100 процентов. Начинает вещь залеживаться - цену сбрасывают до минимума, лишь бы покрыть издержки. Покупатели активно реагируют на снижение цен под "сезонным" предлогом и покупают товаров даже больше, чем им нужно. Между тем цена как раз только и приблизилась к истинной. А потом опросы общественного мнения показывают, что добрая половина населения приобретала вещи чисто автоматически, без большой надобности. Рекламные плакаты у магазинов, зачеркнутые нули - перед этим, конечно, устоять трудно, потому торговля там добивается своей цели. Насколько же успешным окажется эксперимент минских властей, сказать сложно. В большинстве торговых залов никакой рекламы распродажи нет. Рядовому покупателю, решившему сэкономить, просто не сориентироваться - ведь цены снижены лишь на отдельные модели из 500 - 800 имеющихся в торговом зале. Ну висят у кассы 10 костюмов. Как по ним догадаешься, что уже наступило время распродажи?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter