Как встречают 8 Марта жительницы деревни, в которой весна круглый год

Весна на девичьей улице

Всезнайка-Google опростоволосился: все, что он смог рассказать о белорусском населенном пункте с нежным названием Весна, так это то, что она есть. Как крохотная, затерявшаяся в лесах точка на карте Круглянского района. А кто там живет и как встречает 8 Марта — информации ноль. Накануне международного женского праздника корреспондент «Р» побывала в деревне, где круглый год Весна. 

Передовая доярка Татьяна Масленкова и управляющая делами Круглянского сельского исполкома Галина Трипутина — уроженки Весны.

Женский пол — в приоритете

Добраться без сопровождающего сюда непросто — ни одного придорожного указателя с названием Весна вы не увидите. Маршрутный автобус из райцентра ходит только утром и вечером. Управляющая делами Круглянского сельского исполкома Галина Трипутина, кстати, сама уроженка Весны, подвозит к месту назначения на автомобиле. По дороге посвящает в историю:

— Весна — деревня молодая, ей всего около ста лет. Основали ее в первое десятилетие советской власти, было там восемь дворов да пятьдесят человек. А сегодня, для сравнения, дворов девять, а живет в них тридцать человек, и причем преимущественно женщины. 

Малонаселенные деревни, как правило, относятся к категории вымирающих. Да только Весна — исключение. Здесь 16 человек трудоспособного возраста и 10 детей. Неудивительно, что на единственной веснянской улице в будний день мы никого не увидели: дети в школе, взрослые на работе. Зато по заборам важно, словно гимнасты в цирке, расхаживали куры: белые, черные, пеструшки и хохлатки. По огородам шмыгали коты. А из каждого двора приветственно рвались к воротам собаки. Большой рыжий лопоухий пес подбежал к гостям, обнюхал ноги и радостно замахал хвостом. Кобелька, как выяснилось, зовут… Зинка, и у него статус общественного пса. Хозяйка его, которую звали бабой Зиной, умерла, односельчане по очереди осиротевшую собаку подкармливают, а настоящую кличку дворняги уже забыли, вот Зинкой и величают. 

Молоко как источник здоровья и смелости 

Татьяна Масленкова и ее муж Николай — радушные хозяева первого дома — приглашают к себе, предлагают испить домашнего молочка. В этом году, правда, у Масленковых коров нет — продали, зато завели пять коз, а они уже и приплод дали. Есть также у Масленковых свиньи, куры и несколько кошек. Дымчатая красавица Мася не только мышей ловит, но и исправно будит хозяйку в 4.15, чтобы та не опоздала на утреннюю дойку на ферму «Михейково», что находится в паре километров. Ферма — единственное место в округе, куда веснянцы могут трудоустроиться. Поэтому самая распространенная профессия местных женщин — оператор машинного доения. Татьяна Аркадьевна, кстати, одна из лучших работниц фермы.

Кошка Мася будит хозяйку в 4.15 утра. 

Передовая доярка раскрывает паспорт — штамп с пропиской «деревня Весна» датируется 1985 годом. В молодости Татьяна Масленкова вкусила немного городской жизни. В пятнадцать лет уехала из родной Весны в Могилев в училище. После окончания устроилась на обувную фабрику. Да после умерли один за другим родители, и девушка вернулась жить в опустевший дом вместе с мужем. Родилось двое сыновей. Один из них до сих пор остается верен деревне. Супруга его хотела переехать в город, но тот настоял остаться на родине. Построили дом и живут от Татьяны неподалеку. 

Паспорт коренной жительницы Весны.

Татьяна Аркадьевна рассказывает, что красивое название деревни у нее ассоциируется с яркими воспоминаниями, как росли здесь ее сыночки. 

— Когда я пошла работать на ферму, оставить их было не с кем, — рассказывает Татьяна Аркадьевна. — Постелю я кожух на полу, на табуретку поставлю молоко, еду, да и побежала на дойку. Только соседку попрошу заглянуть через часок. 

Если нет коровы, должны быть козы — таков принцип веснянок.

Возвращается как-то с фермы хозяйка и видит: обходя огромные лужи, по размокшей от снега мартовской дороге топают два малыша. Это ж ее ребятки! Всплеснула мама руками и заголосила. Старший, как оказалось, просто по ней «соскучился». Покормил он братика, одел, разбил стекло в окошке, вылез сам и малого вытащил, и направились они маму искать. 

— Деревенские дети смелые и самостоятельные, не то что современные городские, над которыми все трясутся, — говорит Татьяна Аркадьевна. — Теперь, чтобы мои внуки были здоровенькие, смелые и крепкие, своих коз или корову буду держать до последнего, чтобы всегда у них было полезное молочко.

Интернет и коврик из полиэтиленовых пакетов

Дом напротив принадлежит многодетной семье Климовых. Мамы Марины дома нет: хоть она в декретном отпуске, но подрабатывает на полставки соцработником — сегодня повезла в райцентр отчет сдавать. По хозяйству хлопочет и смотрит за младшим двухлетним Климом бабушка Тамара. Напекла пирожков, ждет старших внуков из школы. 

Супруги Климовы с младшим сыном.

Малыш Клим — с «пропеллером»: глаз да глаз за ним нужен. В годовалом возрасте опрокинул себе на лицо металлическую кружку с горячим чаем. Несколько месяцев его лечили от сильных ожогов в областной больнице, но сегодня о произошедшем напоминает только маленький шрам на шее и по-прежнему отчаянный характер. Не успела бабушка отвлечься, чтобы показать гостям яркий коврик, который она связала из молочных полиэтиленовых пакетов, как с грохотом рухнула полка с обувью и цветочным горшком, а перепуганный виновник умчался прятаться в соседнюю комнату. 

Собака Зинка и Клим Климов.

Бабушка спешит спрятать ноутбук со стола. Наличие гаджета опровергло мои предположения, что в глубинку не доходит интернет. Доходит, и еще как! Тамара Васильевна даже пожаловалась: зависают ее внуки в виртуале. 

— Сядут, смартфон в руки — и не докричишься до них, — рассказывает. — А что там сидеть, в этом интернете, про коронавирус, что ли, читать?..

Любимая курица Тамары Васильевны.

В то, что опасная инфекция в Весну дойдет, Тамара Васильевна не верит. Но не потому, что оптимистка по натуре. 

— Да до нас сюда вообще мало кто добирается! — машет она рукой.

Коврик, который бабушка-рукодельница смастерила из молочных полиэтиленовых пакетов, Климу нравится.

Мечта о дорожной остановке и кексы

Что правда, то правда — если нет личного автомобиля, путешествовать до Весны и обратно выдается нечасто. Детей в Круглое возит школьный автобус. Остановочного пункта у шоссе нет. Староста деревни Татьяна Лустова, к которой мы зашли поинтересоваться, что волнует местных жителей, о чем они мечтают, эту проблему обозначила как самую важную:

— Хоть какой-нибудь бы простенький навес с пяти досок сколотили на дороге! А то стоишь, мокнешь под дождем, ветром тебя продувает, а спрятаться и негде. ФАПа и магазина у нас нет. Автолавка приезжает два раза в неделю. Если что заболит, надо ехать в ЦРБ в Круглое, если что съестного купить срочно, то идти пешком в соседнюю деревню Михейково. 

Староста Татьяна Лустова: «Скоро будем высаживать рассаду!»

— Выходит, если торт к Международному женскому дню нужен, то надо заранее об этом позаботиться? — интересуюсь у старосты. 

— А как же! — подтверждает староста. — Только для меня лично это не проблема. А у меня муж кексы и булочки печет, в том числе и на 8 Марта. Он еще и огородом занимается! 

Татьяна Михайловна с гордостью демонстрирует огромные ящики с рассадой и, смеясь, резюмирует:

— Помидоры, огурцы и чеснок будут свои! Что ни говори, а без хорошего мужика в деревне не прожить!

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter