Лесник, промышленный альпинист и боксер — три истории удивительных женщин, которые способны состязаться с мужчинами

Весна, им все по силам

Есть женщины, которые и в горящую избу войдут, и коня на скаку остановят. Так писал Николай Некрасов, но это он, наверное, имел в виду, что представительницы прекрасного пола способны трансформироваться в пол сильный и, если будет на то необходимость, заменить мужчин в их традиционных занятиях. На самом деле сильная женщина хочет быть слабой, мечтает быть за своим мужчиной как за каменной стеной. В этом мы удостоверились, пообщавшись с нашими героинями. Девушки, выбравшие исконно мужские профессии, убедили нас в том, что, несмотря на мускулы и силу, они могут быть мягкими, любящими и нежными. Впрочем, обо всем по порядку.

Подъем с переворотом

«Любая женщина так может!»: минчанка двигает семитонный автомобиль с прицепом, печет эклеры и дружит с пауками

На высоте Светлане МИШИНОЙ не страшно: «Перед спуском проверяю снаряжение так же тщательно, как электроприборы и плиту перед выходом на улицу, — по несколько раз!»

35-летняя Светлана Мишина — единственная в стране женщина, которая профессионально занимается промышленным альпинизмом и силовым экстримом. Правда, продемонстрировать свои навыки корреспонденту «Р» не представилось возможным. Сейчас у нее «непривычно облегченный вариант занятости» — тренирует парней и девушек в тренажерном зале, помогая им похудеть и откорректировать фигуру, а с крутыми нагрузками сознательно «завязала». Положение обязывает: Светлана ждет ребенка, в июне ей рожать. 

«С мужчинами я не спорю»

Сидим с героиней в кафе, пьем латте. Светлана сообщает, что дома ей тоже запрещено напрягаться: стоит только потянуться к кастрюле с водой, как муж Роман и сын Илья тут же из рук ее выхватывают — посиди, отдохни, а то еще надорвешься! Между прочим, единственная женщина в семье легко отжимает штангу от груди больше ста килограммов при собственном весе 60 и росте 157 сантиметров. Но все эти доводы, увы, на родных не действуют.

— С мужчинами я, конечно же, не спорю, подчиняюсь, — Светлана улыбается, показывая милые ямочки на щеках. — Приятно чувствовать себя женщиной, которую оберегают.

На носу 8 Марта. Героиня делится планами, что к женскому празднику… побалует своих мужчин эклерами собственного приготовления. И тут я обращаю внимание на длиннющие ногти с ярким маникюром. 

— Ой, да не мешают они мне кулинарить! — предваряет вопрос собеседница. — Ни котлеты жарить, ни наружные отливы монтировать на высоте, ни стены штукатурить, ни стирать вручную. За долгие годы настолько приноравливаешься к длинным ногтям, что они становятся продолжением тебя самой.

Из маляров — в высотницы

Отец Светланы Мишиной — кузнец, всю жизнь трудился на МТЗ, мама — нянечка в детском саду. Никто даже не предполагал, что миниатюрная девушка станет когда-нибудь демонстрировать недюжинную физическую силу. По специальности Светлана строитель, мастер отделочных работ. Несколько лет трудилась маляром, но потом, признается, стало скучновато. Уволилась и обучилась монтажным работам. В организации, куда она устроилась, среди монтажников были одни мужчины. Однажды у нее спросили, не хочет ли она выучиться промышленному альпинизму. Высотных домов нужно было сдавать много — на спецов по «альпу» был спрос.

— Я, конечно же, согласилась, — рассказывает Светлана. — И никто из коллег даже не усомнился, что у меня получится! А обычно если я себе задачу поставлю, то обязательно решу. Главное — хотеть!

— Высоты не боялась?

— А кто его знает! Как первый раз на уровне 17-го этажа зависла, так было не по себе, но это только с непривычки. Я считаю, некоторым мужчинам должно быть страшнее, потому что они часто игнорируют требования безопасности, слишком самоуверенны. Перед тем как начать работу, я строго по инструкции проверю все страховочные моменты: в порядке ли крепления, карабин, не позволю себе начать спуск без страховочной веревки. Знаете, как хозяйки уходят из квартиры? Не поленятся два раза вернуться, чтобы удостовериться, что выключили плиту и свет в ванной. Вот я так и плиту проверяю, и альпинистское оборудование! 

Светлане Мишиной довелось работать на очень ответственных строительных высотных объектах — зданиях НОК, спорткомплекса «Чижовка-Арена», экзотариума столичного зоопарка, 15-, 17- и 25-этажных жилых зданиях столицы. Смотрим на фото, где маленькая фигурка на страховочных веревках болтается почти под облаками, и сразу напрашиваются ассоциации с Человеком-пауком.

А пауки, между прочим, в жизни этой уникальной женщины имеют особое значение. Членистоногих она раньше панически боялась. А потом как-то пришло в голову сделать татуировку с изображением этого насекомого. Совпадение или нет, но страх исчез. А через некоторое время завела себе промышленный альпинист экзотического белоколенного бразильского паука дома. В террариуме он вырос до 22 сантиметров и умер в весьма почтенном для пауков возрасте — в 6 лет. 

— Пауков, рептилий обычно женщины жутко боятся, — говорит Светлана. — Но мне кажется, мы как часть природы изначально любим все живое, страх связан с нашими детскими предубеждениями, о которых успеваем позабыть. Любое живое существо по-своему красиво, и если поближе с ним познакомиться, научиться правильно общаться, чтобы и оно тоже не чувствовало от тебя угрозы, барьеров не будет. 

Азарт силой в семь тонн

Силовым экстримом Светлана Мишина тоже заниматься не планировала. Просто «слишком увлекалась занятиями в тренажерном зале».

— После первого декретного отпуска нужно было похудеть, — рассказывает она. — Во время беременности я активно поглощала мороженое с грудинкой и стремительно набрала вес. Чтобы вернуть себя в форму, занималась регулярно, с удовольствием, увеличивая нагрузку, и постепенно меня одолевал настоящий азарт: а может, смогу больше?

В один прекрасный момент, когда все самые тяжелые блины в зале оказались на штанге и грузить ее стало нечем (а это вес примерно в сто килограммов), Светлана вышла на улицу под поддерживающие возгласы товарищей по залу и… протянула с места легковой автомобиль «Тойота-Авенсис». Спустя некоторое время следующей покоренной вершиной стал трехтонный джип, а через несколько лет — пикап с прицепом с катером. А это ни много ни мало — семь тонн.

Это было до второй беременности: потянула семь тонн.

— Любая женщина так может! — считает Светлана. — Достаточно только тренироваться.

На вопрос, чувствовала ли себя когда-нибудь слабой и беззащитной, Светлана пожимает плечами и задумывается: 

— Честно, не помню. Я считаю, что женщине совсем не обязательно быть физически слабой, от ветра шатающейся. Она просто должна быть чуть слабее своего мужчины, а у меня именно такая ситуация.

— Неужели Роман, по профессии пиротехник, тоже семь тонн тянет?

— А зачем? У него просто внутренний стержень крепче. 

На 8 Марта, планирует Светлана, можно одеться во что-нибудь женственное. Гардероб у нее более чем разнообразный — там и розовый сарафанчик мини, ботильоны на высоченных шпильках и комбинезоны с армейскими берцами. 

— Как у всех женщин, у меня настроение бывает разное, а под него надо подбирать и одежду, и занятия! — уверяет Светлана. 

После нашей встречи мастер международного класса по пауэрлифтингу отправилась вышивать крестиком. Это тоже ее давнее увлечение.

Елена КОЗЛОВСКАЯ.

kozlovskaya@sb.by 

Фото из архива героини.


Хук слева

«Во всем виноват «бабий бокс»: как уроженка поселка Чисть Алла ЯРШЕВИЧ оказалась на профессиональном ринге

Когда у пятилетней Сони спрашивают, кем работает ее мама, та гордо отвечает: «Она — боксер!» Алла Яршевич на ринге — сильный и опасный соперник, который, словно шахматист, выстраивает поединок, продумывая несколько ходов вперед. А в обычной жизни она слабая девушка, которая с удовольствием прячется за надежное мужское плечо. Как спортсменке удается совмещать в себе эти две ипостаси, узнавала корреспондент «Р».

Вместе с тренером Сергеем Пыталевым. На Международном турнире 2nd Riga Ladies Boxing Cup-2019, который прошел в латвийской столице в начале марта, Алла Яршевич выиграла у соперницы из Литвы Анны Старовойтовой.
Фото из архива героини.

Бабий бокс

Когда большинство сверстниц играли в куклы или вышивали милые картинки, наша героиня вместе со старшим братом гоняла в футбол или затевала войнушку. А потом крутила нунчаки, шест и мечи, занимаясь неконтактным видом ушу. Легкая атлетика, плавание, волейбол почему-то не пошли. Барышню увлек муай тай.

— Я неусидчивая, поэтому вязание, макраме или бисероплетение — это не мое. Мне всегда хотелось чего-то энергичного и подвижного, — говорит Алла Яршевич. — К тому же в нашем поселке Чисть Молодечненского района выбор секций и кружков был небольшой.

Несмотря на жесткие спарринги, синяки и слезы, девочка не отступала. Ей хотелось доказать, что она сильная, она справится. Ее притягивала особая атмосфера на тренировках. И хоть каждый раз зарекалась не ходить в зал, возвращалась туда снова и снова. Двенадцать лет подряд.

— После школы я хотела поступить в педагогический, но не прошла по баллам, — рассказывает собеседница. — Мама устроила меня официанткой. Из-за работы и тусовок я стала реже ходить на тренировки. А потом узнала, что моя подруга взяла серебро на чемпионате мира по муай тай. И в голове словно что-то щелкнуло: «Алла, что ты делаешь? Ты же не хочешь так жить, это не твоя история. Ты не об этом мечтала!» И я снова начала активно тренироваться. Через три месяца выиграла чемпионат страны, затем поступила в университет физкультуры, а потом на Кубке мира стала второй. Годом ранее ушел из жизни мой отец. В свое время он увлекался биатлоном, был мужчина видный, атлетического телосложения. Знаю, что он гордился бы мной.

Покорив все возможные вершины в муай тай, Алла приняла решение заняться классическим женским боксом, который в 2012 году стал олимпийским видом спорта. 

— К своему тренеру Сергею Пыталеву начала ходить, когда еще занималась тайским боксом, — восстанавливает ход событий Алла Яршевич. — Поначалу хотела улучшить технику ударов руками. Я стала первой девушкой, которую он начал тренировать. Боксировала с мальчишками 13 — 17 лет. А потом Сергей Александрович предложил: «Не хочешь поучаствовать в чемпионате страны по боксу?» Согласилась.

Сейчас, подписывая в социальных сетях свои снимки с тренером, девушка ставит хештеги «бабийтренер», «бабийбокс» или «бабийбоксзло». Так шуточно между собой спортсмен с руководителем характеризуют свое сотрудничество.

— Мой тренер — человек большой выдержки. Для него это был эксперимент. Когда я спрашивала, почему он занялся мной, отвечал, что рассмотрел во мне что-то и решил попробовать.

ЗОЖ и маленький ребенок

Сегодня Алла Яршевич — лучший белорусский боксер среди женщин в весе 60 килограммов. И хоть она всегда считала, что на спорте зацикливаться не нужно, выйдя замуж и родив дочку, в декретном отпуске побыла всего четыре месяца. А спустя два месяца активных тренировок стала первой на чемпионате страны.

— Физически было очень тяжело. Во время беременности я набрала 25 килограммов. После родов остались 15, — вспоминает спортсменка, как восстанавливала форму. — Я начала искать информацию о правильном питании и тренировках, чтобы терять жировую прослойку, а не мышечную массу. Обычно организм начинает сжигать последнюю, резервируя первую. Раньше знакомые в поселке часто просили меня показать какие-нибудь упражнения. Решила, что одной заниматься будет скучно, а в компании веселее. Вывесила в соцсети приглашение присоединиться ко мне всем желающим. 

Отклик был невероятный. Начав заниматься на местном стадионе, Алла с компанией затем переместились в зал. Ее первый тренер по муай тай помог с помещением. Так, несколько месяцев подряд по утрам спортсменка проводила занятия в поселке, а по вечерам ездила на тренировку в Минск.

— За полгода мне удалось вернуться к своим 60 килограммам, — улыбается героиня. — Поэтому сейчас, когда ко мне обращаются за помощью, я знаю, что при желании все возможно.

Свое кредо — вести здоровый образ жизни — Алла прививает и дочери. Малышка практически выросла в спортзале. Мечтает стать… нет, не боксером. Гимнасткой.

— Правда, у Софии есть одно пристрастие — чипсы, — вздыхает спортсменка. — Но мы с ним боремся.

Словно кошка

У многих бокс ассоциируется со сломанным носом и частыми сотрясениями мозга. Однако Алла Яршевич утверждает, что не стоит быть столь категоричными:

— Во время нокаута или нокдауна, безусловно, сотрясение возможно. Однако тренер постоянно учит спортсмена защитным действиям. Также сейчас есть различные шлемы, которые закрывают скулы, и даже если удар приходится в область носа, то благодаря конструкции амуниции тот будет недосягаем.

Вести поединок у боксеров принято с холодной головой, чтобы трезво оценивать ситуацию, четко вести игру. Свое поведение на ринге Алла сравнивает с поведением кошки, защищающей потомство.

Интересуюсь, доводилось ли ей в жизни защищать себя?

— Очень давно был случай: мы с подругой отдыхали на пляже. В то время я занималась тайским боксом. Помню, на колене после небольшой травмы у меня был лонгет. К нам начал приставать молодой человек навеселе. Доводы оставить нас в покое на него не подействовали. Возможно, он что-то сказал такое, на что я отреагировала молниеносно. Подруга потом рассказывала, что все выглядело, как в кино: пару ударов — и парень оказался на земле. Сейчас как мастер спорта международного класса я должна применять свои профессиональные навыки только на ринге. В жизни нужно быть стрессоустойчивой.

К тому же у Аллы Яршевич есть рядом человек, который готов оберегать ее и носить на руках.

— Он занимается борьбой в профессиональной команде. У нас одинаковые интересы, мышление, поэтому, наверное, все просто, — коротко говорит собеседница, вспоминая, что первый муж настаивал, чтобы она завершила спортивную карьеру.

Сейчас Алла готовится к очередным соревнованиям. Летом она выступит в составе сборной страны на II Европейских играх. В будущем, как и любой спортсмен, грезит об олимпийском золоте.

— Что касается личной жизни, мечтаю о дружной семье и собственной квартире. А если чего-то очень сильно хотеть, то оно обязательно сбудется!

Юлия СТАТКЕВИЧ.

statkevich@sb.by

Працы баяцца — у лес не хадзiць

Майстэрскае валоданне сякерай, тушэнне пажараў і паляванне за тымі, хто выкідвае смецце: чым жыве жанчына-ляснік з Баранавіцкага раёна

Гэтая жанчына ўмее абыходзіцца з сякерай і тушыць пажар галлём і зямлёй, праходзіць пешшу да 20 кіламетраў у дзень, можа знайсці злодзея па тым смеццi, якое ён пакінуў пасля сябе. Такімі навыкамі давялося авалодаць Алене Гатоўчыц з Баранавіцкага раёна падчас работы лесніком. Як спраўляецца са справай, якой звычайна займаюцца мужчыны, яна расказала «Р».

Алена Гатоўчыц на тэрыторыі Ляснянскага лясніцтва.
Фота з асабістага архіва гераіні

660 гектараў парадку

Па адукацыі Алена аператар паштовага аддзялення. У лес прывялі жыццёвыя абставіны. Калі выйшла замуж і нарадзіла сына, дапамагала мужу, які працаваў егерам у лясной гаспадарцы, даглядаць жывёл. А неўзабаве ўладкавалася і сама туды лясным вартаўніком. Скончыўшы адпаведныя курсы, чацвёрты год выконвае абавязкі спецыяліста па ахове лесу. 

— Не адразу прызвычаілася, што праца выключна на нагах і ў лесе трэба быць у любое надвор’е, — расказвае Алена. — Даводзілася не раз і прамерзнуць, і прамокнуць наскрозь. Тэрыторыя, за якую я адказная, мае плошчу 660 гектараў, трэба сачыць за чысцінёй і парадкам. Іншым разам наматаеш 15—20 кіламетраў, дадому вяртаешся і хочацца аднаго — прылегчы. Ісці на кухню гатаваць вячэру ногі «адмаўляюцца». 

Навучылася ляснік абыходзіцца з сякерай, каб адбіваць межы дзялянкі, якая належыць высечцы, капаць ямы для слупоў, а ў гарачую пару лясных пажараў дапамагаць іх тушыць. Цяжкія ёмістасці з вадой пераносіць жанчынам забаронена, даводзіцца карыстацца падручнымі сродкамі — збіваць невялікія ўзгаранні галлём ці браць у рукі рыдлёўку, каб патушыць тлеючыя ўчасткі глебай.

— Нашы мужчыны імкнуцца ўзяць на сябе самыя фізічна цяжкія работы, не дазволяць і бервяно дапамагчы несці, але ж хочацца і абавязкі свае рабіць як след, — адзначае Алена Гатоўчыц. 

Гадзюкi на дарозе

На пытанне, ці не страшна жанчыне хадзіць адной па лесе, Алена ўсміхаецца: 

— Лес абходзяць толькі камандай, абавязкова побач напарнік-мужчына. Са звяроў давялося сустракаць толькі козачак, трапляліся некалькі разоў гадзюкі і іншыя рэптыліі. Ды і з тымі небяспечных сітуацый не здаралася.

Самы прыемны абавязак для жанчыны-лесніка — пасадка лесу. Душа радуецца, калі бачыш, што саджанцы добра прыжыліся і дрэўцы набіраюць сілу. Самае складанае — змагацца з неахайнымі наведвальнікамі лесу, якія пакідаюць пасля сябе смецце. Некаторыя вывозяць яго ў зялёную зону спецыяльна — пазбаўляюцца такім чынам і ад будаўнічых рэшткаў, і ад бытавых адходаў. 

— Едуць фуры, спыняюцца — вадзіцелі кідаюць пакеты пад дрэвы, ідуць людзі на электрычку — усё, што дома назапасілі, аказваецца пад кустом. Пакідаюць пасля сябе «сляды» і тыя, хто любіць у лесе адпачыць ля вогнішча. За такія ўчынкі прадугледжаны штраф, аднак адсачыць віноўнікаў бывае вельмі складана. 

Аднойчы Алена Гатоўчыц убачыла гару бытавога смецця. Мяркуючы па рэштках шпалераў, хтосьці зрабіў рамонт і ўсё непатрэбнае прывёз у лес. Не паленавалася ляснік перагледзець гэтае «багацце», знайшла квітанцыі і чэкі з асабістымі данымі. Патэлефанавала і запатрабавала вярнуцца прыбраць за сабой. Вярнуліся. Вывезлі сваё «дабро». На жаль, такія перамогi можна на пальцах пералічыць. 

— Мару пра той час, калі ў лесе з’явяцца ўдасканаленыя мадэлі фотапастак, з дапамогай якіх можна будзе фіксаваць неналежныя ўчынкі нядобрасумленных грамадзян, — гаворыць Алена. — Як жанчыне, мне баліць душа за тое, што наша багацце і прыгажосць — лес церпіць такое спажывецкае стаўленне. І ведаеце, бачыць гэта куды складаней, чым ставіць слупы на лясных межах.

Алена БЕЛАЯ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter