Репортаж с ХII Международного молодежного театрального форума "М@rt.контакт"

Весенняя соната

Упадок мужского начала, распад времени и пространства, растерянность человека перед лицом катастроф — такие темы превалировали в спектаклях первой половины ХII Международного молодежного театрального форума «М@rt.контакт», который проходит в Могилеве. За неделю на различных площадках города выступили 20 театров из 10 стран мира, в числе которых Армения, Грузия, Россия, Польша, Литва, Австрия, США. Впервые, и это не может не радовать, в фесте принимают участие все три театра Могилевской области — могилевский драматический, театр кукол и театр драмы и комедии им. Дунина–Марцинкевича из Бобруйска. Форум пробуждает фантазию и чувство здоровой конкуренции у наших театральных деятелей, и в этом может быть его главное значение. Насмотревшись на заграничных гостей, хочется выкинуть какое–нибудь коленце и сказать: мы тоже не лыком шиты.


Директор Могилевского областного драматического театра Андрей Новиков настроен благодушно и оптимистично. Как любого руководителя его, конечно, не может не радовать, что 80 процентов билетов на показы раскупили еще зимой, как только объявили о продаже, хотя для Могилева цены не очень низкие, на иные спектакли доходят до 30 — 35 рублей:

— Мы стараемся выдерживать ту концепцию, которая заявлена: в афише много молодых коллективов, режиссеров, театров, актеров. Стремимся к тому, чтобы Могилев стал центром притяжения разных молодых творческих сил — и журналистов, и художников, и фотографов. Фестивальная афиша каждого года складывается по–разному. В этом году она наполовину состоит из произведений классики. Белорусы же выбирают в основном современные пьесы.

Мы сами себе задаем очень высокую планку, принимая в городе международный форум. И не случайно, думаю, наш театр 6 лет подряд становился лауреатом Национальной театральной премии в различных номинациях: фестиваль многое дает для мировоззрения, работает на формирование художественного вкуса. Мечтаем в перспективе пригласить на «М@rt.контакт» 1 — 2 коллектива мирового уровня.


— От каких–то проектов пришлось отказаться в силу экономических причин?

— Для того чтобы пригласить 20 театров, надо провести работу со 120 коллективами. Увы, у нас нет ни одной по–настоящему современной театральной площадки. Поэтому не смогли привезти экспериментальные спектакли, которые играются не на классической сцене.

В день открытия «М@rt.контакта» могилевчане и гости смогли увидеть сразу два спектакля — «Одноклассники. Уроки жизни» Алматинского театра Байтена Омарова «Жас Сахна» и «Месяц в деревне» Российского государственного академического театра драмы им. Ф.Волкова из Ярославля. Мое сердце в тот вечер было отдано первому профессиональному театру России, основанному в 1750 году. Наверняка Федор Волков немало бы удивился, если бы забрел на спектакль режиссера Евгения Марчелли... Художественный руководитель ярославского театра, номинированный в этом году на «Золотую маску» за свой новый спектакль «Чайка. Эскиз», пьесу Тургенева «Месяц в деревне» поставил как своеобразную череду гэгов, почти эстрадно–концертных номеров. В какой–то момент от напора этого бесконечно эксцентрического спектакля даже начинаешь уставать. Он подминает зрителя под себя, не давая ему опомниться. Актерский азарт зашкаливает, энергия брызжет. 

В этом году классика и современные пьесы делят зрительское внимание поровну.

Главный режиссер Могилевского областного театра кукол Игорь Казаков, от которого всегда ждут чего–нибудь эдакого, на этот раз предложил моноспектакль «Сiняя–сiняя» по мотивам рассказа Владимира Короткевича. Играет его лауреат Национальной театральной премии актер Николай Стешиц. Жанр спектакля — «галлюцинация».

— Игорь, что стало отправной точкой в вашей «галлюцинации»?

— Рассказ Владимира Короткевича более реалистичный, у нас все–таки история немного по мотивам. Я не знаю, является ли это отправной точкой... Сейчас происходит огромный процесс миграции. Когда мигрирует один человек — это статистика. А каков масштаб одиночества и трагедии, когда человек бросает все и едет куда–то. По каким обстоятельствам он покидает родные места. Вот мне любопытно это исследовать, понять, каково это — бросить все?.. 

— У вас всегда были такие густонаселенные спектакли «Гамлет», «На дне», а здесь один актер. Моноспектакль ставить легче?

— Очень тяжело. Когда начинал работу, не думал, что это будет моноспектакль. Но потом понял, что такую историю можно рассказывать только в камерном пространстве. Один на один, потому что тема стала исповедальной и для Владимира Короткевича, да и для меня тоже.

Сегодня на «М@rt.контакт» дают сразу 4 спектакля — из Москвы, Минска, Еревана и Тбилиси.

pepel@sb.by

Фото предоставлено участниками фестиваля.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter