В Витебском центре современного искусства представлен выставочный проект Игоря Шаймарданова «Веселый Пушкин» из собрания музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское»

«Веселый Пушкин» гостит в Витебске

В Витебском центре современного искусства представлен выставочный проект Игоря Шаймарданова «Веселый Пушкин» из собрания музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».


Художника Игоря Шаймарданова считают своим и в Санкт-Петербурге, где он живет и работает, и в Удмуртии, где он родился, и в Пскове, где прожил несколько лет, когда работал художником драматического театра, и в Святогорье, в «Михайловском», с которым мастер давно и плодотворно сотрудничает. Выставка «Веселый Пушкин» — результат этого многолетнего сотрудничества. 

По замыслу автора экспозиция представляет собой что-то вроде маленькой выдуманной новеллки из жизни Пушкина. Художник изобразил вымышленные истории, которые, по его мнению, могли происходить в реальности с великим русским поэтом на протяжении двух лет, проведенных Александром Сергеевичем в михайловской ссылке, когда он посещал Тригорское, Бугровскую мельницу и Святогорскую ярмарку. Он вполне мог ходить на рыбалку, лунной ночью повстречать русалку, нестись с горы на санках с розовощекой русской красавицей. Несомненно, поэт прогуливался по парку, пировал с приятелями, а когда посещала муза, долгими зимними вечерами засиживался допоздна при свече с подругой дней суровых — няней.

Игорь Шаймарданов решил «снять» Пушкина с недосягаемого пьедестала, показать его таким, каким он был в повседневной жизни, сделав живым и веселым, но все же Поэтом.

Все произошло на грани перехода в другую реальность. Виной тому, видимо, погруженность художника в «пушкинскую» тему. Однажды, покупая ткани на костюмы к спектаклю, Игорь Шаймарданов вдруг увидел среди цветочных орнаментов ситца выглядывающего Александра Сергеевича. Так в 2001 году появилась первая серия работ «Ситцевый Пушкин»: поэт отдыхает среди цветущих лугов Михайловского, бредет по окрестным полям, встречает барышню среди кустов сирени и зайчика под падающим снегом из белого ситцевого горошка.

Одна за другой родились другие «пушкинские» циклы — «Михайловские царапки», «Пушкинский календарь», «Пушкин и Арина Р.», «Азбука Пушкиногорья»... В витебскую экспозицию вошли 30 работ из нескольких серий. Произведения Игоря Шаймарданова полны иронии и добродушия. Картины повествуют о традиционном укладе, каждодневных житейских заботах крестьян, их жизни в гармонии с природой. Этим восторгался Александр Сергеевич.

Когда наконец художник приехал в Витебск, признался, что ноги сразу привели через Пушкинский мост к памятнику поэту, и, возможно, в будущем в его собрании появятся картины из серии «Пушкин и Витебск».

alimova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter