Веселые традиции в уездных архивах

КАК ЕЕ ВСТРЕЧАЛИ в стародавние времена? По улицам гуляли ряженые, будоражили и веселили народ — звали к масленичным удовольствиям. Всю Масленицу пекли добрые хозяйки блины, приглашали к себе гостей. Понятно, у наших прадедов было недельное переедание. А после Масленицы ждал их строгий семинедельный пост.

Последним праздником, провожающим зиму, была в нашем краю Масленица.

КАК ЕЕ ВСТРЕЧАЛИ в стародавние времена? По улицам гуляли ряженые, будоражили и веселили народ — звали к масленичным удовольствиям. Всю Масленицу пекли добрые хозяйки блины, приглашали к себе гостей. Понятно, у наших прадедов было недельное переедание. А после Масленицы ждал их строгий семинедельный пост.

О любимых масленичных забавах и потехах в городах и селах нашего края я рассказала в 2001 году. «Сюжетами» мне тогда послужили публикации вековой давности — из газеты «Минский листок».

Когда же позднее в некоторых старых книгах прочитала категоричное утверждение, что у белорусов праздник Масленицы не отличался особыми забавами — очень удивилась.

Почему же так считали? Особое мнение в каких словах выражали?

Из книги «Живописная Россия» (1892 г.): «Масленица в Белоруссии, как и у всех славян, — продолжение тех же Колядок и служит завершением празднеств. Но белорус вообще не так богат и зажиточен, чтоб предаваться излишеству... В дворянских домах Белоруссии Масленица мало отличается от празднования у поляков. Тот же кулик, или кулиг, т. е. разъезды в большом обществе к соседям, часто переодетыми, в масках. Но и в этом отношении белорусское дворянство много отстало от польского, что, конечно, зависит и от народного характера, более серьезного и сосредоточенного».

«О, карнавал!» — восклицали в старину в Польше о своей Масленице, когда — как эпилог Рождества — устраивались знаменитые «кулиги».

Мне попалось такое их описание.

«Особенно популярны были среди шляхты «кулиги». Ближайшие соседи, договорившись, ехали санным поездом либо верхом на лошадях с визитом в отдаленные усадьбы. Застигнутый врасплох хозяин обязан был потчевать нежданных гостей всем, что только было в кладовке и погребе, после чего присоединялся к «кулигу», который направлялся к следующей усадьбе. На «постоях» не только пировали, но и танцевали, а потому либо приглашались случайные музыканты, либо «кулиг» отправлялся в путь со своей капеллой. Женщины, закутанные в шубы, ехали в санях, а мужчины верхом. «Кулиг» представлял собой исключительно живописное зрелище, веселое и шумное, так как подвыпившие мужчины часто стреляли в воздух, иногда чтобы отогнать волчью стаю, но чаще от избытка фантазии».

Так «карнавалили» на Масленицу в старину западные соседи белорусов.

Россияне тоже отличались. В обеих столицах — Санкт-Петербурге и Москве — в XIX веке на народные гулянья, приуроченные к Масленице, смотрели как на необходимую часть городского уклада жизни. В объявлениях о карнавале сообщалось: можно кататься с гор во всю неделю Масленицы, с утра до ночи, в маске или без маски... На площади — разгульный карнавальный смех... Шутки комиков-балагуров... Ледяные горы и балаганы... Ярмарочное веселье...

Во время Первой мировой войны белорусам было не до Масленицы.

Из газеты «Могилевский вестник» (1917 г.) узнала: «К обычно веселому празднику Масленицы обыватели города Могилева остались решительно без тех атрибутов, отсутствие коих никогда и не мерещилось нам. Нет гречневой муки, нет молока, сметаны, масла... Масло очень дорогое... Высокая цена кварты молока, и поди умудрись достать его... К 8 часам утра все молочные разгружены уже от всех товаров».

Но верилось в лучший исход военных действий. В победу верилось.

И однажды в том же «Могилевском вестнике» появилась такая бодренькая заметка: «В переживаемую эпоху великих испытаний народ, конечно, встретит и проведет широкую Масленицу скромно и тихо... А после победы радостно запоем: «А мы Масленицу повстречали, мы сыр с маслом начинали, сыром гору укладывали, маслом гору поливали». И повеселимся...»

Много еще выпало голодных лет, когда нашим землякам было не до Масленицы.

Но из книг современных белорусских этнографов можно узнать: традиции этого древнего зимнего праздника в некоторых селах Беларуси сберегали, словно в заповедниках. О них вспоминали-рассказывали старики. К счастью, и уездные архивы где-то сохранились. Так что находок у современных исследователей старинного народного «свята» много.

А разве то, по каким сценариям проходят представления Масленицы ныне в городах и селах Беларуси, не подтверждает вековую тягу народа весело проститься с зимушкой-зимой. Ведь это от предков идет. Нет, не выпало это звено из золотого браслета традиций.

Пусть когда-то и не дотягивали предки до чьих-то карнавалов. Может, сетовали и завидовали соседям (это видно из «сюжетов» нашей страницы). Они сами объясняли все своим народным характером, более серьезным и сосредоточенным. В переводе на сегодняшний язык: «такой менталитет». Добавим еще: жили в провинции — далеко от карнавальных столиц. Не те возможности.

Сейчас многое изменилось — на дворе XXI век.

И в предстоящей на днях в Беларуси Масленице будут тысячи участников. Столько веселых забав ожидает их — ну, просто море!

Ленина ШУМАН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter