Много ли в Беларуси осталось юмористов

Весело там, где нас нет

Смех не только продлевает жизнь, но и позволяет зарабатывать миллионы долларов...
Смех не только продлевает жизнь, но и позволяет зарабатывать миллионы долларов. С каждым годом зарплаты комедийных актеров только увеличиваются, и вполне возможно, что скоро они догонят гонорары голливудских звезд. 

К примеру, уже второй год подряд рейтинг самых высокооплачиваемых телеактеров по версии Forbes возглавляет Эштон Катчер. Съемки в комедийном сериале «Два с половиной человека» принесли ему годовой доход в 24 миллиона долларов. До него это место занимал актер Чарли Шин, который играл главную роль в этом же сериале. Его доход – 40 миллионов в год, и это даже больше, чем у Леонардо Ди Каприо. Если продолжить изучать рейтинги Forbes, то можно найти в них еще множество фамилий, знакомых зрителям по сериалам «Как я встретил вашу маму», «Теория большого взрыва» или «Все любят Рэймонда». Все перечисленные фильмы – комедии. Ежегодно смех приносит американским телевизионщикам миллионы долларов. На нем зарабатывают и актеры, и продюсеры, и сценаристы. 

Почему так происходит и можем ли мы, живущие на другом континенте, делать деньги на юморе? 

Эштон Катчер и Майли Сайрус
Эштон Катчер и Майли Сайрус в сериале "Два с половиной человека"


От Америки до России


В Америке и Европе комедийные сериалы создают чуть ли не с момента появления самого телевидения. Первые ситкомы появились в 40-х, и с тех пор их рейтинги только растут. Сегодня побить их популярность в США удается разве что проектам вроде «Наши таланты» или «Танцы со звездами» (которые успешно обзавелись клонами на российском и украинском ТВ). Но вряд ли в этот список попадут аналитические ток-шоу или разговоры о политике. Потому что запоем, день за днем, зрители готовы смотреть только то, что их вдохновляет и радует. 

В 2005 году, например, на американском телевидении вышел сериал «Как я встретил вашу маму». Он стал только каплей в море тех проектов, которые делают ставку на смех. Тем не менее сериал уже является обладателем шести премий «Эмми», а также наград Teen Choice Awards, «Выбор народа» и «Выбор телевизионных критиков». В нем нет ничего сверхъестественного, кроме хорошего юмора и оптимизма. Веселая история о 30-летнем неудачном архитекторе, который мечтает о любви и детях и до сих пор не может найти жену, затронула чувства людей по всему миру. Ты смотришь на этого трогательного героя каждую из 180 серий, улыбаешься курьезам и говоришь ему и себе: не сдавайся, бро, ты близок как никогда! 

А вспомните «Друзей»? Незатейливый ситком, который стал одним из лучших комедийных сериалов в истории американского телевидения и одним из наиболее заметных проектов 1990-х годов. В числе десятков наград у него есть шесть премий «Эмми» и «Золотой глобус».

Даже если комедийный сериал в США не получит никаких премий, он почти наверняка порадует своих создателей хорошими рейтингами. Шансы снять что-то провальное у крупных телекомпаний почти равны нулю: они знают все подводные камни, все факторы успеха и просто следуют проверенному десятилетиями плану. 

Так с недавних пор начали работать и в России. Хотя еще силен образ «русского сериала», который ассоциируется в первую очередь с криминалом, тюрьмой, несправедливостью, предательствами друзей и всем в таком духе. По этой причине я, например, с самого детства не могла смотреть большинство русских сериалов. Уже через две минуты на меня нападала беспросветная тоска, и я не понимала, почему людям это нравится. С другой стороны, снимали же в СССР такие вечные комедии, как «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», «Приключения Шурика» или «Служебный роман». Вот только в какой момент качественный юмор решили заменить штампованием криминальных сюжетов? 



Но поколение меняется, и вместе с ним снова появляется желание смотреть не просто кино про жизнь, а веселое кино про жизнь. 

Россия, пусть и запоздало, в последние годы сделала большой скачок в сфере развлекательного телевидения. Научилась шутить не только на сцене "Аншлага" или КВН, но и в Comedy, “Большой разнице” и других вечерах с Ургантом. Наши соседи попробовали снять свои ситкомы, пусть они и не проходят испытание временем и не становятся «классикой», как те же "Друзья". Но есть хотя бы ощущение, что что-то происходит, меняется, ищется. На белорусском же экране, к сожалению, все намного тише. 

Много ли в Беларуси осталось юмористов


За примером далеко ходить не надо. Достаточно открыть программу передач. Пятница. На «Беларусь 1», «Беларусь 2» и ОНТ ищу программы, во время которых можно улыбнуться, порадоваться, посмеяться… Нахожу две зарубежные комедии поздно вечером, Comedy Woman, «Женскую Лигу» да «Поле чудес». По крупицам с трех каналов, да и то не лучший сорт. И ничего белорусского. Полазив по сайтам Белтелерадиокомпании, я нашла одну-единственную передачу по своему запросу – «Хали-гали». И ее описание говорит само за себя: первое белорусское телевизионное скетч-шоу. Первое. 

А было ли у нас что-то еще? Как журналист я знаю, что да. А как зритель… Не застала ничего, кроме коротких выпусков анекдотов со звездами и белорусского КВН. А назовите хоть одну белорусскую комедию? Недавно выходила картина Вадима Галыгина «Вот это любовь!». Она была победителем Национального конкурса кинопроектов при поддержке Министерства культуры. Но больше ничего на память и не придет.

Нашему телевидению катастрофически не хватает юмора и оптимизма. И рейтинги не вырастут, если никто не будет думать о молодежи и том, что им интересно. Я уже заводила речь об этом в одной из статей. Но тогда речь шла об интерактивности, а теперь – о том, что является по сути синонимом молодости. Веселье. Все самые популярные сообщества в соцсетях – это юмор, приколы и фан. Все самые популярные картинки – это остроумные злободневные шутки. Без них ни один подросток сегодня просто не может жить. Чему тогда удивляться, когда голубому экрану они предпочитают белый монитор, а молодые юмористы уезжают за границу. Вадим Галыгин давно прописался на ТНТ, Дмитрий Танкович уже несколько лет работает ведущим украинских телешоу, а молодой стендап-комик Слава Комиссаренко так и вовсе за карьерой поехал напрямую в Москву. Даже полюбившийся белорусам Олег Акулич (помните «Марсово поле»?) в Минске не остался. 


Евгений Сморигин и Дмитрий Танкович, команда КВН "ЧП"

Неужели в Беларуси комикам нет места? Аналитические ток-шоу и программы цикла «национальное возрождение» – это хорошо, правильно, полезно. Но когда же мы научимся веселиться? Ведь жили на нашей земле Владислав Голубок, Кондрат Крапива, Андрей Макаенок. Раньше, кажется, даже в самые сложные годы белорусская драматургия не забывала о комедиях. Потому что юмор у нас в крови, потому что белорусы – одна из самых духовных и веселых наций. Вот что нужно возрождать нашему телевидению. И если уж выбирать, какую культурную программу запускать в новом сезоне, я бы предложила продюсерам комедийное шоу. Главное – не забывать, что прибыль будет приносить только качественный юмор. 


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter