Веселая экономия на спичках

Раньше волшебные слова «скидки», «акция», «цены согревают» расслабляли...

В последнее время по магазинам хожу в постоянном напряжении. Раньше волшебные слова «скидки», «акция», «цены согревают» расслабляли. А сейчас хочется, как Станиславский, сказать: «Не верю!» Не остается ощущения приятного послевкусия выгодной покупки.


Захожу в магазин крупной торговой сети. Акция на горошек. Всего 5.900. Заманчиво. Тут же кладу в корзину и совершенно случайно замечаю, что горошек–то совсем другого производителя и по цене вдвое большей! «А где же товар со скидкой?» — спрашиваю продавца. Тот неопределенно машет рукой в другой конец магазина. То же самое с «супервыгодными» огурцами, соком, напитками, рулетами... Расчет на невнимательность покупателя? Да уж, желтые ценники, крупные буквы, цифры без нулей, волшебные слова «горячее предложение» действуют на нас безотказно. Это уже подталкивает к спонтанному решению: «Ведь завтра может и не быть!» А наутро зайдешь в магазин и удивишься: прежние выгодные цены стали самыми обыкновенными, белого цвета, желтыми раскрашены уже совсем другие... Таких уловок — масса. За этот год я уже не единожды попадала в глупую ситуацию, когда не успевала донести товар до кассы, как он вырастал в цене: то акция закончилась, то еще не началась, то товар из другой партии. Поэтому в очередной раз за выгодными покупками я решила пройтись с инспекторами Минского общества потребителей.


Читайте между строк


В первом же магазине сталкиваемся с уже знакомыми мне трюками. Привлекательный желтый ценник на воду в 1,5–литровых бутылках, а под ценником стоят 3–литровые. Зовем товароведа: мол, почему вводите покупателя в заблуждение?


— Просто ту воду уже раскупили, а ценник не успели поменять. Извините, сейчас все исправим, — объяснение у моих спутников вызывает ироничную улыбку.


Такая же ситуация с бисквитным рулетом с клубничной начинкой. Ценник со скидкой есть, а рулета нет. Зато есть со сгущенкой, но стоит он в два раза дороже... Подходит начальник отдела охраны, начинает убедительно объяснять, что мы, покупатели, сами из–за своей спешки вводим себя в заблуждение:


— Бывает, клиенты берут товар в одном месте, а потом, передумав, оставляют его в другом. А у следующего покупателя сразу мысль: персонал работает с одной целью, как его «обуть»!


— А старые ценники?


— Время такое. Раньше я по ценнику проводил пальцем, и на нем оставалась пыль. А сейчас с каждой поставкой он меняется, идет переоценка старой продукции. Распечатываются новые ценники. Ассортимент большой, продавцы действительно иногда не успевают...


Инспектор Минского общества потребителей Алла Гайс замечает еще одно «выгодное» предложение: салфетки к консервированному борщу скотчем приклеил явно не производитель. Покупка плюс подарок — в последнее время самая распространенная акция. На самом деле все эти призы, подарки, бонусы уже входят в стоимость. Хотя начальник отдела маркетинга уверяла, что салфетки прилагаются совершенно бесплатно, мол, это всего лишь попытка магазина привлечь внимание к белорусской продукции, которая в осенний период не пользуется большим спросом.


— Значит, цена салфеток окупится торговой наценкой, — не верит Алла Александровна в «бесплатный сыр».


Как говорится, читайте между строк. Если подарок стоящий, то всегда мелким шрифтом есть примечание: при наличии на складе или до продажи последней штуки. А если видите: «Купите мебель и получите столик для завтраков в постель», убедитесь, что внизу мелким шрифтом не стоит: «...при покупке спальни стоимостью 10 млн.».


Экономия на граммах


— Вот, смотрите, еще один момент, — указывает начальник отдела общественного контроля Игорь Ковбаса на пачку масла. — Вы берете масло подешевле, но граммов–то тут не 200, а 180. И в пакете молока теперь может быть и 0,8, и 0,9 литра. Но мало кто обращает внимания на объем, смотрят на цену. А в итоге экономят только на граммах или на качестве.


— Для интереса купите коробку спичек, — поддерживает коллегу инспектор Алла Гайс. — Раньше было 50 штук, потом не менее 45. Сейчас стандарт — не менее 38. Это полкоробки. А положите на весы дрожжи. Написано «100 граммов», а там 60, потому что они усыхают. Этого бы не было при нормальной упаковке.


То есть магазины «втридорога продают, втридешевле берут» и в этом и заключаются мнимые скидки? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Скажем, себестоимость товара — 6 долларов, но один поставщик закладывает в цену валютный курс 10 тысяч рублей, а другой — 15 тысяч. А в итоге разница набегает 30 тысяч. И вот вам возможность для скидок. Плюс торговые наценки: в каждом магазине они разные.


— Вот эта пачка вчера стоила столько же, только на ней висел красочный ярлык с процентами, — нахожу на полках знакомый чай. Подходим к администратору: мол, в чем фокус?


— Сегодня у нас началась новая акция, — объясняют нам. — Товар, который продавался со скидками вчера, в этот «красный» список уже не входит, но цены на него мы оставляем прежними. Придет новая партия, тогда и он будет переоцениваться.


Что же получается, скидки «рисуют» на предварительно завышенные цены? Плюс на минус дает обычную, а не «антикризисную» стоимость?


— Скидки не берутся с потолка, — замечает мое недоверие и.о. заведующей магазином Валентина Рабушко. — Мы договариваемся с поставщиком о том, что на определенный товар он снижает отпускную цену, а мы со своей стороны — торговую наценку. В сумме получается существенная разница. Выставляем в акционную зону. Но поскольку акция у нас «запускается» со среды, то раньше мы его не можем продавать дешевле, а выставить в торговый зал должны...


— Коммерческий ход, — подытоживает Игорь Степанович. — Не было бы скидок на бананы — вы бы и не подумали их покупать в этот день. Не было бы скидок на носочки, платочки, подарочки и т.д. — они бы так и лежали на полке.


С ним не соглашается начальник отдела маркетинга другого торгового предприятия Елена Лазук:


— Конечно, по себестоимости или меньше товар никто не будет продавать. Разве что если у него срок годности истекает... Но и магазин не может с нулевой торговой наценкой работать. Ведь из этой цифры оплачиваются налоги, электроэнергия, идут отчисления в фонд заработной платы... Но у нас есть, к примеру, акция, когда мы выбираем 10 товаров, на которые делаем лишь 3 — 5–процентную надбавку (а обычно — 24 процента!). И поставщик снижает 10 — 15 процентов. В итоге получается дешевле на 30 процентов и более. И покупателю приятно, и у нас за счет большого товарооборота доход выше, чем за предыдущий месяц. Скидки выгодны всем.


Естественно, люди тратят на распродажах гораздо больше, чем планировали. При этом уходят довольные. Срабатывает психологический момент: «Я удачно сэкономил и могу сделать себе подарок». А не это ли главная цель маркетологов: чтобы каждый покупатель, который зашел за хлебом, ушел с целым пакетом продуктов? Приемы давно известные. И до сих пор срабатывают.


А как у них?


В Британии в магазинах всегда есть товары со скидками до 60 процентов. Столько сбрасывают на продукты, у которых, скажем, завтра истекает срок годности. Такие акции называются «Последний день». В Америке, если цена на полке не совпадает с ценой штрих–кода, пробивают меньшую из цен без всяких прений. А в Канаде, если на товаре нет ценника, вы вправе потребовать продать его за 1 цент.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter