
Управлять легче, чем легковушкой
Хотя чему тут удивляться! Сам самосвал ну очень внушительных размеров — почти как трехэтажный дом. И при таких супергабаритах язык не повернется назвать машину неповоротливой.— Благодаря тому, что он сконструирован по уникальной схеме, имеет сдвоенные колеса и два независимых моста, при длине более 20 метров способен разворачиваться в радиусе 19,7 метра, — рассказывает начальник конструкторского бюро ОАО «БЕЛАЗ», главный разработчик модели Александр Насковец. — Проще говоря, крутиться вокруг собственной оси. И с полностью нагруженным кузовом автомобиль может развивать скорость до 64 км/ч. При этом нагрузка на землю такая же, как у более легкого «брата» — 360-тонника. Рекордсмен может работать на тех же дорогах и обслуживаться на тех же станциях. Выдерживает температуру от -50 до +50 °С в сухом и влажном климате. Обычный грузовик при таких перепадах придет в негодность за год. А срок службы у гиганта — 10 лет. Это кратно примерно миллиону километров пробега.

Презентация 450-тонника на ОАО «БЕЛАЗ» проходила с участием Президента Александра Лукашенко. Он лично апробировал модель — проехал по испытательному полигону завода, сидя за рулем, и с удивлением констатировал: управлять гигантом легче, чем легковым автомобилем. Высоко оценив работу инженеров, конструкторов и всех причастных к созданию новинки, Глава государства сказал:
— Это автомобиль завтрашнего дня. И главное, что мы первыми его сделали.
В то же время Президент отметил, что такую машину важно не только произвести, но и продать. Безусловно, горнодобывающая отрасль сама стремится увеличивать единичную мощность техники. Чем больше за один раз карьерный самосвал перевезет полезных ископаемых, тем меньше затраты на добычу одной тонны руды. Однако цена вопроса — миллионы долларов, а рекордсмен появился на рынке, мягко говоря, не в очень благоприятное время — после финансового кризиса 2012 года у всех производителей возникли колоссальные проблемы со сбытом техники.
Определенный риск добавлял и тот факт, что прорывную модель создали в крайне сжатые сроки. Свой 450-тонник жодинцы разработали и произвели всего за неполных два года — именно столько времени прошло от прорисовки первого эскиза до презентации. Обычно на создание новой модели требуется минимум 3—4 года. Во время эксплуатации в реальных условиях могло оказаться, что продукт сыроват и не во всем оправдывает ожидания заказчика. Если откажется — не избежать крупных денежных потерь, а что самое главное — пострадает имидж производителя.

Его Сибириада

«Прокатывали» жодинского гиганта по угольным карьерам по двадцать часов в день. Кое-какие погрешности через некоторое время дали о себе знать. Конструкторам БЕЛАЗа пришлось усовершенствовать некоторые механизмы — укрепили раму, изменили конструкцию редуктора колес. Но в итоге компания «Сибирский деловой союз» спустя некоторое время заказала еще три белорусских супербольшегруза. Два из них уже готовы к отгрузке, третий находится на этапе сборки. Интерес к 450-тоннику проявляют и представители горнодобывающей промышленности из Африки, Южной Америки и Австралии. Можно смело делать вывод о том, что серийное производство самосвалов-гигантов налажено. За это достижение предприятие выдвигают на получение Государственной премии.
Беспилотники и электросамосвалы

Выпуск уникального карьерного самосвала БЕЛАЗ-75710 позволил укрепить позиции нашей машиностроительной отрасли на мировом рынке. Тяжелую технику сегодня выпускают меньше десятка государств. Наличие такого производства в стране расценивается как один из индикаторов ее технологического развития. Сегодня БЕЛАЗ входит в пятерку мировых лидеров по производству большегрузных машин, конкурируя с компаниями Швеции, Японии, США.
Белорусские самосвалы поставляются более чем в 70 стран мира. С учетом того, что горнодобывающая отрасль все больше стремится к максимальной автоматизации технологических процессов, ряд компаний выражают свою готовность отказаться от водителей. И БЕЛАЗ в тренде: активно работает над созданием беспилотников. Два карьерных самосвала с автономным управлением уже проданы в Сибирскую угольно-энергетическую компанию. Конструкторы завода продолжают воплощать и другие актуальные идеи карьерной техники. Сейчас, например, идет разработка модели большегрузного автомобиля, работающего на аккумуляторной батарее. Жесточайшая конкуренция на мировом рынке не позволяет расслабляться.


Кстати, спустя 6 лет рекордсмена по грузоподъемности БЕЛАЗ-75710 пока в мире никто не потеснил.
kozlovskaja@sb.by
Фото автора и предоставлено ОАО «БЕЛАЗ»