О плюсах и минусах зеленых авто поговорили с водителем электротакси из Витебска

Весь вопрос — в зарядке

Интерес к экологически чистым автомобилям растет. Число электрокаров в Беларуси, по последним данным, перевалило за десять тысяч. Только в 2021‑м их стало вдвое больше, чем годом ранее. Тенденция хорошая. Тем более что развитие электротранспорта и расширение сети зарядных станций обозначены Главой государства как одни из важных задач в текущей пятилетке. О своих впечатлениях от электрокаров, о том, как покупают их в регионах и удобно ли на таких машинах путешествовать по Беларуси, поговорили с Юлией Гарбузовой — единственным в Витебской области водителем электротакси.

СКАЗАНО

— Мы должны опережать запросы населения или, по крайней мере, оперативно реагировать на них.

Александр Лукашенко на совещании по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития Минска, 20 мая 2021 года.

— Развитие электротранспорта — это будущее.

Александр Лукашенко в ходе общения с работниками завода «Атлант» и бойцами студенческих отрядов — участниками проекта «Атлант-2020», 10 июля 2020 года.


Удачная покупка

Nissan Leaf подъехал почти бесшумно. Юлия с улыбкой открыла дверь:

— Садитесь! — разговор продолжили в машине. — Это мой второй электромобиль. Первый тоже был «Лиф». Покупала его с рук в 2020‑м за 10 тысяч долларов. Второй — в этом году в два раза дороже, но договорились на рассрочку. В первом не было разъема для быстрой зарядки, поэтому хорошо сохранилась батарея. За 9 лет я и бывший автовладелец проехали на электрокаре 200 тысяч километров, при этом емкость аккумулятора упала всего на 15 процентов. Это хороший показатель. Некоторые специально пригоняют машину с убитой батареей — так дешевле. В Минске есть фирма, которая может заменить аккумулятор. К примеру, на мой электрокар это будет стоить 7000 долларов.

Напитывать энергией электромобили, как и смартфоны, можно быстрой и медленной зарядкой. Быстрая предназначена для экстренной зарядки постоянным током большой мощности: 80 процентов емкости аккумулятора может заполнить за полчаса, затем скорость зарядки снижается и оставшиеся 20 тоже заряжаются полчаса. Напряжение в них обычно больше, чем напряжение аккумулятора, поэтому частая процедура в конце концов уменьшит емкость батареи и сократит время цикла зарядки. Чтобы батарея прожила дольше, а зарядка была более эффективной, делать это лучше медленным малым переменным током. Процесс занимает пять часов.

Оба свои электрокара Юлия приобрела у друга. Первый Nissan Leaf был тогда единственным электромобилем в Витебске, в котором на то время не было ни одной зарядки. Но у друга свой дом, есть возможность заряжать машину, тем более что делать это можно как от обычной розетки 220 вольт, так и от 380 вольт — в последнем случае заряжается быстрее. Так что электромобиль сегодня — это идеальный вариант для владельцев частного дома. Дешевле всего заряжать ночью — с 23 до 6 часов.

Экологично и экономично

Юлия с мужем ни разу не пожалели, что когда-то поменяли свой бензиновый автомобиль на электрокар. Разницы в цене электромобиля и авто с двигателем внутреннего сгорания такого же класса почти нет, а вот экономию в эксплуатации заметили сразу. Нет ГРМ, масел, форсунок, свечей, насосов. Расходников минимум — подвеска, тормоза, с которыми справится любой автомеханик. Электротопливо обходится в разы дешевле бензина. В среднем получается пять рублей за 100 километров пробега.

Во втором электрокаре Юлии уже есть как медленная, так и быстрая зарядка. Полного заряда аккумулятора емкостью 40 киловатт-часов хватает в среднем на 250 километров. Электротаксистка выкатывает батарейку за день. На ночь ставит автомобиль на медленную зарядку возле завода «Витязь» и проходит пешком три километра до дома, а утром обратно. Неудобно, конечно, зато для здоровья полезно, улыбается Юлия. Поскольку не первый год практикует, уже втянулась, а в плохую погоду пользуется быстрой зарядкой и едет домой на машине. Многие недоумевают, зачем такие трудности — проще сесть в теплый автомобиль прямо возле дома, но женщина остается верна электрокару:
— Я уже не сменю электромобиль на другой. Он экономичный, легок в управлении, очень маневренный — не заглохнет при передвижении. Для женщины — идеальный вариант: две педальки, как в детской машинке. Плюс экология: ничто в электрокарах не загрязняет воздух и не влияет на здоровье. Не знаю ни одного электромобилиста, кто бы снова пересел на машину с ДВС.

Тише едешь…

Самым дальним путешествием Гарбузовых на электрокаре была поездка на первом «Лифе» из Витебска в Брест. В то время зарядка была еще бесплатной, но дорога заняла 20 часов, потому как в авто не было разъемов для быстрого тока.

— Теперь я регулярно езжу в Минск, для этого по пути — в Лепеле или Толочине — подзаряжаюсь полчаса. В столице хватает разных зарядных, там инфраструктура намного лучше, чем в Витебске и уж тем более в райцентрах.

Друг Гарбузовых на электрокаре Geely Geometry C съездил в Крым, одного заряда в среднем хватало на 370 километров.

Чтобы на электромобиле достигнуть цели, важно учитывать погодные условия. В снег или дождь съедают батарейку усиленно работающая система антискольжения и сила сопротивления. К тому же энергия уходит на обогрев.

— На морозе наш автомобиль не надо разогревать: нажал кнопку и поехал, но запас хода снижается километров на 50 — 60 из-за обогрева, — уточняет Юлия. — Если электрокар оборудован тепловым насосом, а не ТЭНом, как у нас, расход меньше. На заряд батареи влияет и скорость: тише едешь — дальше будешь. При нормальной погоде с полным зарядом на трассе проеду 250 километров, если буду двигаться со скоростью 85 — 90 километров в час. Чем выше скорость, тем быстрее садится батарея.

В планах пока нет

Электромобилисты создали в мессенджерах свои группы. В общереспубликанской общаются более 2000 человек, есть и местные, где водители делятся опытом и обсуждают проблемы.

— Самая большая проблема у нас в городе — отсутствие зарядных станций в спальных районах, — говорит Юлия. — Многие наши знакомые хотели бы купить электромобиль, но отказываются от этой идеи из-за недостаточно развитой зарядной инфраструктуры.
В Витебской области зарегистрировано 63 электромобиля, зарядных станций — 36. Сеть быстрых зарядок развивает «Белоруснефть» под брендом Malanka, медленных — ОАО «Витязь» под брендом ISKRA. Быстрая зарядка в Malanka стоит 49 копеек киловатт-час, в ISKRA — 45 копеек, медленная — 40 и 35 копеек соответственно.

Около десятка электромобилей насчитывается только в микрорайоне Медцентр в Витебске, где и живет Юлия Гарбузова. Когда год назад она узнала, что «Витязь» намерен развивать сеть медленных зарядных станций, отправила на завод запрос на установку хотя бы одной станции в своем микрорайоне. Там одобрили, но горисполком ответил, что в планах города пока нет установки зарядок в спальных районах — только возле торговых центров. Там операторы ставят сразу по шесть зарядок, хотя, по мнению автомобилистов, лучше было бы рассредоточить их в городе по две-три.

— Возле торговых центров стоят быстрые зарядки, которые востребованы у туристов, — местные владельцы электрокаров практически ими не пользуются, берегут свои авто. Медленных зарядок в Витебске практически нет, поэтому очень приятно, что «Витязь» поставил возле своего предприятия столбики с медленным током. Видела витязевскую презентацию разработок зарядных в осветительных столбах. Возможно, их внедрение менее затратное и можно было бы поставить в спальных микрорайонах, — высказала надежду электромобилистка.


alimova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter