Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии доставил в Москву летчик-белорус Алексей Семенков

Весь мир в одном пакете

Было раннее утро 8 мая 1945 года, солнце только-только начало подниматься из-за горизонта. На Центральном аэродроме, располагавшемся тогда на месте нынешнего Московского аэровокзала, возле израненного осколками и отлетавшего в огненном небе войны не одну тысячу километров самолета Ли-2 стоял экипаж во главе со своим боевым командиром Алексеем Семенковым. Все они с нетерпением ждали прибытия на аэродром высокого командования.    Еще накануне их вызвали в штаб и сказали:

— Завтра у вас ответственный полет. Конечный пункт посадки — Берлин. Готовьтесь тщательно!


И вот со стороны служебных зданий показалась группа легковых автомобилей. Из черного лимузина, ехавшего впереди и резко затормозившего у самолета, легко и быстро вышел начальник Главного управления гражданского воздушного флота страны маршал авиации Ф.А. Астахов. Подойдя к Семенкову, он сказал:

— Этот полет, Алексей Иванович, сродни боевым вылетам. Принимай его как задание правительства.


На подлете к Берлину экипаж был взят в плотное кольцо истребителей, которые сопровождали его до самой посадки на аэродроме Темпельгоф. Незадолго до этого, делая круг над немецкой столицей, самолет начал снижаться вблизи поверженного Рейхстага, над куполом которого уже гордо реяло победное знамя, водруженное бесстрашными воинами 756-го полка 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии М.А. Егоровым и М.В. Кантарией.

 В тот же день в Берлин прибыли представители и других держав-победительниц. Экипажу Семенкова было приказано никуда не отлучаться и держать самолет в полной готовности к вылету. Долгожданная команда «На вылет!» пришла приблизительно в час-два ночи 9 мая 1945 года. К самолету подъехало несколько машин. Вышедший из одной из них старший офицер штаба сообщил, что война окончена, поздравил всех с Победой и передал Алексею Ивановичу пакет. В нем находились Акт о безоговорочной капитуляции Германии и несколько фотографий для московских газет. Все это необходимо было как можно скорее доставить в Москву. Самолет держал заданный курс. Светало, и вот уже лучи солнца озарили кабину. В ту же секунду в наушниках послышались знакомые радиопозывные «Широка страна моя родная», а вслед за ними торжественный голос Юрия Левитана: «8 мая 1945 года в Берлине представителями Германского верховного командования подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена…»

У командира сжалось сердце, на глазах появились слезы. Он видел, что и другие члены экипажа не скрывали своих чувств — тоже плакали. Их самолет вез в Москву мир! Он все ближе и ближе приближался к столице, пролетая над землей, искалеченной, но уже без войны.

Утром 9 мая исторический «груз» был доставлен на Центральный аэродром. Корреспонденты не мешкая ринулись в редакции диктовать написанные в самолете репортажи, а экипаж попал в объятия встречающих друзей, которые с возгласами «Победа!» долго качали их в воздухе.

Алексей Иванович, освободившись от теплых объятий, отошел в сторону и с волнением смотрел на ликующих людей. И перед глазами всплывали один эпизод за другим из событий только что закончившейся страшной вой­ны.

А.И.СЕМЕНКОВ — курсант Тамбовской летной школы, 4-й слева стоит. 1935 г.
Еще задолго до ее начала Алексей Семенков связал свою жизнь с авиацией. Родился 16 марта 1915 года в деревне Тесалы (ныне Гурки) Городокского района Витебской области. Простой деревенский парень с детства мечтал о небе. Рабочая закалка на ленинградском заводе «Красный Октябрь» и постоянное участие в молодежном активе позволили в скором времени претворить свою мечту в реальность. По путевке комсомола его приняли в Тамбовскую летную школу гражданского воздушного флота. Успешное окончание ее и приобретенный высокий профессионализм в летном деле дали право остаться в той же школе в роли пилота-инструктора. Перед самым началом вой­ны он был командиром по тем временам довольно крупного самолета Ли-2 московской группы особого назначения. Среди частей и соединений советской авиации, отличившихся во время Великой Отечественной, достойное место занимала именно эта авиационная группа, преобразованная впоследствии в 1-ю транспортную авиадивизию гражданского воздушного флота.    Алексей Семенков прошел с этой дивизией путь от Москвы до Берлина. Ему исполнилось едва двадцать пять, когда на второй день войны он был назначен командиром перекрашенного в зеленый цвет пассажирского Ли-2. А в двадцать восемь Семенков уже командовал отдельным авиаполком, которому поручались самые ответственные задания — высадка парашютных десантов, полеты в тыл врага к партизанам, воздушная разведка, транспортировка раненых с передовых позиций…

Сотни боевых вылетов за четыре военных года, проведенных в воздухе. Трудно какой-то из них выделить или противопоставить всем остальным. И все-таки два полета Алексею Ивановичу запомнились больше других. Произошло это в начале 1942 года под Москвой. На аэродроме Грабцево под Калугой было собрано несколько десятков тяжелых транспортных самолетов, чтобы десантировать в тыл врага парашютистов. Для обеспечения успеха предстоящего ответственного задания в разведку района высадки вылетел экипаж, который возглавил А. Семенков.

Алексей СЕМЕНКОВ (второй слева) с боевыми товарищами на военном аэродроме,1942 г.

Как только самолет появился над целью, командир отдал приказ: «Включить фары!» Сделано это было умышленно, но оправданно — вызвать огонь на себя. В эти короткие смелые секунды на штурманскую карту ложились условные знаки, обозначающие местонахождение огневых точек противника. Благодаря мужеству экипажа операция по десантированию прошла успешно и без потерь. О втором памятном полете лучше всего может рассказать обычное фронтовое донесение, датированное маем 1942 года: «В ночь с 18 на 19 мая сего года с точки «Хвойная» для выполнения боевого задания вылетел самолет ПС-84—3475 в составе экипажа: командир корабля Семенков ­А.И., второй пилот Осипян­ ­ А.А., бортмеханик-инженер Кривенчук М.Ф., бортрадист Фомин П.Я., бортстрелок Пронягин А.М., кроме того, на борту находились два лица, сопровождавшие груз. При прохождении линии фронта после выполнения задания самолет подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерией противника. В результате обстрела часть экипажа получила ранения. Командир корабля Семенков был ранен в правую руку и лицо, второй пилот Осипян получил тяжелые ранения головы. Материальная часть самолета также получила серьезные повреждения… Отмечаю исключительное мужество командира корабля, который, несмотря на полученные ранения, благополучно довел и посадил ночью поврежденный самолет на базе». Скупые строки донесения не раскрывают весь героизм и тяжелые последствия этого полета. Истекая кровью, Алексей Семенков сумел привести и посадить израненную машину на своем аэродроме и только после этого потерял сознание. Все раненые остались живы, но продолжать полеты смог только он — командир корабля Алексей Семенков. Навсегда остались в его памяти полеты в осажденный Ленинград. В тяжелых метеоусловиях, а часто и в штормовую погоду, его самолет, не раз атакуемый вражескими истребителями, пробивался в осажденный город. Обратными рейсами вывозили женщин, детей и стариков. Чтобы больше загрузить самолет, приходилось все лишнее из него выбрасывать, а горючего брать минимальное количество. На Ли-2 к тому времени уже установили огневые башни с крупнокалиберными пулеметами. Тактикой в этих полетах были плотный строй и бреющий полет, поэтому вражеские истребители не могли нападать снизу, а только сверху. Но плотный строй позволял башенным стрелкам вести прицельный заградительный огонь, благодаря чему многие фашистские стервятники нашли себе могилу на дне Ладоги. В хорошую погоду Ли-2 сопровождали их военные друзья-истребители на «Ишаках» или «Чайках» — их было мало, и иногда и те и другие вступали в неравную схватку с врагом. Но всегда мужество и мастерство советских авиаторов брали верх над врагом.

За войну всего Алексей Иванович Семенков совершил более 500 боевых вылетов, из которых 300 — за линию фронта. И, конечно же, особой страницей в этом его героическом пути в огненном небе войны будут полеты в родные края — Беларусь. 150 полетов к белорусским партизанам стали своеобразным вкладом в разгром фашистской армии на территории Беларуси.


Боевой путь полка под командованием Алексея Ивановича Семенкова продолжался. Особо отличился полк в операции по освобождению Крыма. В одном из приказов Верховного главнокомандующего полку было присвоено наименование «Севастопольский», и он стал называться 2-й Севастопольский полк. Впоследствии успешно выполнял боевые задачи и при освобождении Польши, Болгарии, Румынии и Чехословакии.

Отгремели залпы Победы. Наступили мирные будни. И вновь штурвал самолета в крепких руках опытного летчика. Теперь он прокладывал трассы не в огненном, а мирном небе Родины.

На смену поршневым самолетам начала поступать новая реактивная техника. Опытные боевые летчики одними из первых пересаживались за штурвалы таких самолетов. Не остался в стороне и Алексей Иванович Семенков. Яркой страницей в историю страны вписан его дальний полет на первенце реактивной пассажирской авиации, самолете известного авиаконструктора Андрея  Николаевича Туполева —  Ту-104А.

В газете «Правда» от 5 сентября 1957 года была опубликована заметка такого содержания: «Вчера в 6 часов 46 минут с Внуковского аэродрома стартовал пассажирский реактивный самолет Ту-104А. Он совершит трансатлантический перелет по маршруту Лондон — Кефлавик (Исландия) — Ньюфаундленд (Канада) — Макгайр (Америка). На борту воздушного судна 50 пассажиров. Среди них — члены делегации Советского Союза, отправившиеся в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций во главе с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко, делегации Украинской ССР во главе с министром иностранных дел УССР Л.Ф. Паламарчуком и делегации Белорусской ССР во главе с министром иностранных дел БССР К.В. Киселевым.

…Группу советских авиаспециалистов в этом полете возглавляет начальник транспортной авиации гражданского воздушного флота А.И. Семенков».

Виктор Теляков,  ветеран авиации, член Белорусского союза офицеров
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter