Эпизод 1. «На подмостках сцены»
— Галина Ивановна, в театре вы с 1967 года. За это время сыграны десятки ролей. Как пришли к тому, что сценическое искусство — ваша будущая профессия?
— Росла в семье маленькая девочка, а мама у нее учительница. Значит, и я буду педагогом. Затем появлялись новые желания. С семьей жили в Сибири, случилась корь: я и двое братьев — в лежку. К нам приходит доктор, за которым так интересно наблюдать: белый халат, медицинские инструменты... Это произвело на меня впечатление! Решено: буду доктором. Потом в жизни появилось кино. На экране показывают фильм «На подмостках сцены» с Меркурьевым и Юдиной. Узнаю, что есть такая профессия — актер. Пришла домой и заявила: хочу быть «акрысой». После этого меня так и прозвали. Вот такая мечта, которую и несла вплоть до работы в театре.
Эпизод 2. «Самообразованка»
— Но диплом вы так и не получили?..— Попыток было много. Поступала в Минск на курс Веры Павловны Редлих, но не прошла по конкурсу. Помню, как каким-то чудом поймала ее на улице. Она сказала, что я девушка хорошая, но травести им не нужны. Во мне тогда 48 килограммов было, худая, субтильная, а требовались фактурные героини. Когда поступают сотни человек, но необходимо 20, понятно, что отбирали лучших. Я нормально это восприняла, но мечту не потеряла.
И как-то случайно спустя время меня увидела помощник режиссера и предложила попробовать походить в студию, которая создавалась при Могилевском драматическом театре. В нее набирали молодежь из культпросвета, просто с улицы. С нами работали актеры по технике речи, движению, нас занимали в спектаклях. Причем не было четкого графика репетиций, все происходило импровизировано. А меня как-то сразу заняли. Так получилось, что как раз и нужны были травести.
Первый спектакль, куда попала, — «Днепровский рубеж». Война, Могилев, герой Вова Скиба. Его и играла. Хорошо отложилась деталь: прихожу на репетицию, а у меня длинные накрашенные ногти. Хожу по сцене, размахиваю руками (должна же была как-то себя проявить). В ответ: «Так, Галя, а давай начнем знакомство со сценой с обрезания ногтей». Я же играла мальчика. После этого пошли роли. Актер нашего театра Вася Галец мне говорил: «Ты, Галя, у нас самообразованка». Да и режиссеры всегда говорили: театральному искусству научим на сцене.
Эпизод 3. Взрывной характер
— Галина Ивановна, на протяжении 55 лет в театре ваше амплуа менялось. Какие характеры сейчас ближе?— Сперва была травести, а затем перешла на характерные роли. У меня самой-то взрывной характер. Сейчас больше задействована в возрастных ролях. Один из самых ярких спектаклей — «Вечер» Алексея Дударева, где играла Ганну. Это хорошее произведение, с которым было просто работать, потому что главная героиня очень похожа на меня. Мне и играть-то не пришлось: на сцене была собой. Люди интересовались: как я так вжилась в роль простой сельской женщины? В деревне проводила много времени, поэтому язык, отношение к жизни крестьян мне очень понятны. Режиссер нас лишь подталкивал, а мы проживали на сцене себя.
А вот в спектакле «Дурочка и зэк» по одноименной пьесе драматурга Владимира Лидского играла на сопротивлении. Я люблю людей, а нужна была «черная» героиня. Но у каждого зрителя свой вкус. Молодежь, к примеру, хочет чего-то крутого, оторванного. На базе театра проходит фестиваль «M.@rt.контакт», который посещает много молодых ребят, им нравятся эксперименты. К примеру, в этом году Коляда-Театр из Екатеринбурга привозил спектакль «Раскольников» по Достоевскому. Зрители были в восторге. Мне же было интересно за этим наблюдать, любопытно. Но я больше за реалистический театр, за театр-переживание. К нему пришла с возрастом. Это мне понятнее, ближе.
Эпизод 4. Со зрителем в контакте
— Можно ли предугадать, какую постановку точно оценит зритель?— Приведу несколько примеров. У нас есть спектакль «Господа, товарищи, сволочи и дамы». Выпускали его на малой сцене и вдруг перенесли на большую. Тогда нас пришел смотреть пединститут — преподаватели, студенты. В общем, подготовленная публика. Помню, как мы волновались. Но приняли нас хорошо: случился полный контакт со зрителем, он был наш. В такие моменты понимаешь, что сегодняшний вечер прожит не зря.
Еще один пример коннекта — спектакль «Анекдоты», который ставили ко Дню театра. Думали, что это будет постановка для своих, своеобразный капустник. Но она вышла за эти рамки. В финале комедии звучит песня «На тот большак» в исполнении Аллы Пугачевой. Я испытывала то, что должен чувствовать зритель, — катарсис. Для чего он приходит в театр? Чтобы испытать что-то… После часа хохота в конце такая грусть. Это драматургия не самого высокого полета, но это то, что называют «контакт со зрителем». А он дорогого стоит.
— Что должен получать от спектакля зритель?
— Он, как мне кажется, идет в театр, чтобы отдохнуть, а не за великим искусством. Но когда оно случается, это здорово. Я люблю общаться со зрителями, ведь иногда можно получить любопытную отдачу. Особенно от детской аудитории. Это такая публика! С ними понимаешь: жизнь опять прожита не зря. Однажды играла Бабу-Ягу, которая по сюжету сгорела в печи. Так в антракте ко мне с плачем подбежал мальчик. Он хотел убедиться, что его любимый сказочный герой жив. Ведь в тот момент его мир обрушился. Мы познакомились, я оставляла ему пригласительные.
Эпизод 5. Вся жизнь — игра
— Галина Ивановна, вы можете представить себя без театра?— Для меня театр — часть организма, жизнь. Сперва получаешь от сцены колоссальное удовольствие, а затем просто не понимаешь, как можно иначе. Ты вкладываешь свою душу в спектакль. А как же можно это не любить? Душа ведь уже осталась там.