Ведущий мастер сцены Галина Угначева отмечает 55 лет службы в Могилевском драматическом театре

Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры

«130 эпизодов любви» — так называется творческий вечер Галины Угначевой, ведущего мастера сцены Могилевского областного драматического театра, который 15 сентября открывает 135‑й творческий сезон. За эти годы Галина Ивановна создала целую галерею ярких образов, полюбившихся могилевскому зрителю. Вся наша жизнь, уверена Галина Угначева, есть череда эпизодов — из них и складывается картина бытия. Мы встретились с талантливой актрисой перед юбилеем и поговорили о самых ярких эпизодах, которые предопределили ее творческий путь.


Эпизод 1. «На подмостках сцены»

— Галина Ивановна, в театре вы с 1967 года. За это время сыграны десятки ролей. Как пришли к тому, что сценическое искусство — ваша будущая профессия?

— Росла в семье маленькая девочка, а мама у нее учительница. Значит, и я буду педагогом. Затем появлялись новые желания. С семьей жили в Сибири, случилась корь: я и двое братьев — в лежку. К нам приходит доктор, за которым так интересно наблюдать: белый халат, медицинские инструменты... Это произвело на меня впечатление! Решено: буду доктором. Потом в жизни появилось кино. На экране показывают фильм «На подмостках сцены» с Меркурьевым и Юдиной. Узнаю, что есть такая профессия — актер. Пришла домой и заявила: хочу быть «акрысой». После этого меня так и прозвали. Вот такая мечта, которую и несла вплоть до работы в театре.


Эпизод 2. «Самообразованка»

— Но диплом вы так и не получили?..

— Попыток было много. Поступала в Минск на курс Веры Павловны Редлих, но не прошла по конкурсу. Помню, как каким-то чудом поймала ее на улице. Она сказала, что я девушка хорошая, но травести им не нужны. Во мне тогда 48 килограммов было, худая, субтильная, а требовались фактурные героини. Когда поступают сотни человек, но необходимо 20, понятно, что отбирали лучших. Я нормально это восприняла, но мечту не потеряла.

И как-то случайно спустя время меня увидела помощник режиссера и предложила попробовать походить в студию, которая создавалась при Могилевском драматическом театре. В нее набирали молодежь из культпросвета, просто с улицы. С нами работали актеры по технике речи, движению, нас занимали в спектаклях. Причем не было четкого графика репетиций, все происходило импровизировано. А меня как-то сразу заняли. Так получилось, что как раз и нужны были травести.

Первый спектакль, куда попала, — «Днепровский рубеж». Война, Могилев, герой Вова Скиба. Его и играла. Хорошо отложилась деталь: прихожу на репетицию, а у меня длинные накрашенные ногти. Хожу по сцене, размахиваю руками (должна же была как-то себя проявить). В ответ: «Так, Галя, а давай начнем знакомство со сценой с обрезания ногтей». Я же играла мальчика. После этого пошли роли. Актер нашего театра Вася Галец мне говорил: «Ты, Галя, у нас самообразованка». Да и режиссеры всегда говорили: театральному искусству научим на сцене.


Эпизод 3. Взрывной характер

— Галина Ивановна, на протяжении 55 лет в театре ваше амплуа менялось. Какие характеры сейчас ближе?

— Сперва была травести, а затем перешла на характерные роли. У меня самой-то взрывной характер. Сейчас больше задействована в возрастных ролях. Один из самых ярких спектаклей — «Вечер» Алексея Дударева, где играла Ганну. Это хорошее произведение, с которым было просто работать, потому что главная героиня очень похожа на меня. Мне и играть-то не пришлось: на сцене была собой. Люди интересовались: как я так вжилась в роль простой сельской женщины? В деревне проводила много времени, поэтому язык, отношение к жизни крестьян мне очень понятны. Режиссер нас лишь подталкивал, а мы проживали на сцене себя.

А вот в спектакле «Дурочка и зэк» по одноименной пьесе драматурга Владимира Лидского играла на сопротивлении. Я люблю людей, а нужна была «черная» героиня. Но у каждого зрителя свой вкус. Молодежь, к примеру, хочет чего-то крутого, оторванного. На базе театра проходит фестиваль «M.@rt.контакт», который посещает много молодых ребят, им нравятся эксперименты. К примеру, в этом году Коляда-Театр из Екатеринбурга привозил спектакль «Раскольников» по Достоевскому. Зрители были в восторге. Мне же было интересно за этим наблюдать, любопытно. Но я больше за реалистический театр, за театр-переживание. К нему пришла с возрастом. Это мне понятнее, ближе.


Эпизод 4. Со зрителем в контакте

— Можно ли предугадать, какую постановку точно оценит зритель?

— Приведу несколько примеров. У нас есть спектакль «Господа, товарищи, сволочи и дамы». Выпускали его на малой сцене и вдруг перенесли на большую. Тогда нас пришел смотреть пединститут — преподаватели, студенты. В общем, подготовленная публика. Помню, как мы волновались. Но приняли нас хорошо: случился полный контакт со зрителем, он был наш. В такие моменты понимаешь, что сегодняшний вечер прожит не зря.

Еще один пример коннекта — спектакль «Анекдоты», который ставили ко Дню театра. Думали, что это будет постановка для своих, своеобразный капустник. Но она вышла за эти рамки. В финале комедии звучит песня «На тот большак» в исполнении Аллы Пугачевой. Я испытывала то, что должен чувствовать зритель, — катарсис. Для чего он приходит в театр? Чтобы испытать что-то… После часа хохота в конце такая грусть. Это драматургия не самого высокого полета, но это то, что называют «контакт со зрителем». А он дорогого стоит.

— Что должен получать от спектакля зритель?

— Он, как мне кажется, идет в театр, чтобы отдохнуть, а не за великим искусством. Но когда оно случается, это здорово. Я люблю общаться со зрителями, ведь иногда можно получить любопытную отдачу. Особенно от детской аудитории. Это такая публика! С ними понимаешь: жизнь опять прожита не зря. Однажды играла Бабу-Ягу, которая по сюжету сгорела в печи. Так в антракте ко мне с плачем подбежал мальчик. Он хотел убедиться, что его любимый сказочный герой жив. Ведь в тот момент его мир обрушился. Мы познакомились, я оставляла ему пригласительные.


Эпизод 5. Вся жизнь — игра

— Галина Ивановна, вы можете представить себя без театра?
— Для меня театр — часть организма, жизнь. Сперва получаешь от сцены колоссальное удовольствие, а затем просто не понимаешь, как можно иначе. Ты вкладываешь свою душу в спектакль. А как же можно это не любить? Душа ведь уже осталась там.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter