Театр в кино: почему популярный проект TheatreHD с трудом приживается в Минске

Весь мир — кинотеатр

Два года назад Минск пережил маленькую революцию. Театральную. Проект TheatreHD, сделавший первый робкий шаг на нашем культурном поле, казалось бы, наконец уравнял шансы белорусских и британских фанаток Бенедикта Камбербэтча увидеть его перевоплощение в принца датского в режиме онлайн. Прямая трансляция «Гамлета» из самого сердца театрального Лондона, Барбикана, положила начало новому, невиданному у нас доселе культурному феномену — театру в кино. За 2 года показы проекта TheatreHD посетили 7.562 человека — такие цифры приводит директор Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Анжелика Крашевская, благодаря которой Минск обзавелся новой художественной фишкой. Как кинотрансляции драматических, оперных и балетных постановок открыли региональный ящик Пандоры и смог ли проект разрушить миф об элитарности театра, мы поговорили с Анжеликой сразу после подведения итогов этого культурного киногода.


Итог первый

За год зрители увидели ровно 100 постановок

Балет «Мэтью Борн: Лебединое озеро 3D».
Фото lexxlight.ru

Из драмспектаклей самым успешным стал «Франкенштейн: Камбербэтч» — поглазеть на сериального Шерлока Холмса в роли Франкенштейна в залы «Центрального» пришли 483 человека. Постановка оказалась настолько популярной, что пришлось организовывать дополнительные сеансы: было три показа в октябре и столько же в декабре. Из балетов наибольшей зрительской любовью пользовался спектакль «Мэтью Борн: Лебединое озеро 3D»:

— Мы все привыкли к тому, что театр — это живое взаимодействие. Проект TheatreHD — это новый вид театра с новым видом пространства. Конечно, когда человек приходит в кинотеатр и концентрируется на том, что он смотрит именно трансляцию, а не живой спектакль, добиться эффекта присутствия очень сложно. Но если зритель отключается от пространства кинозала, фокусируясь на самом спектакле, эффект присутствия появляется. В особенности это хорошо ощущается в формате 3D. Лично меня виртуальное пространство «Лебединого озера» Мэтью Борна захватило всецело. Да и не только меня: два показа спектакля посмотрели 330 человек. 

«Гроза» Андрея Могучего.
Фото bdt.spb.ru

Итог второй

Ряды кинотеатров все чаще заполняют не только заядлые театралы, но и любители художественного творчества

В этом сезоне репертуар проекта дополнили так называемые фильмы–выставки, способные перенести зрителя в крупнейшие музеи мира и позволяющие в подробностях рассмотреть полотна Моне, Вермеера, Ван Гога, Рембрандта. Больше всего минчан зацепили «Импрессионисты». На трех показах побывали 438 зрителей.

— Фильмы–выставки — уникальный жанр. Во–первых, благодаря особой технике съемки они дают возможность увидеть работы великих художников в мельчайших деталях. Во–вторых, такой фильм в одном месте собирает «все и сразу», ведь зачастую работы именитых мастеров разбросаны по разным музеям мира. И в–третьих, в этих документальных фильмах исследуются как направления живописи, так и работы конкретных живописцев.

Спектакль «Франкенштейн: Камбербэтч» — рекордсмен проекта. Его  показали в Минске целых шесть раз.
Фото источник

Итог третий

Многое зависит от площадки


Увы, не все спектакли наш зритель принимает на ура. 2 апреля в кинотеатре «Москва» планировался показ триумфатора «Золотой маски–2017» — спектакля «Гроза» Андрея Могучего. Жюри крупнейшей российской театральной премии эксперимент, синтезирующий драму и современную оперу, оценило, чего нельзя сказать о минских зрителях. Билеты не продавались, сеанс пришлось отменить. В чем причина «грозового» провала?

— Называть «Грозу» провалом не совсем корректно. Следует принять во внимание сразу несколько факторов. Сама площадка, кинотеатр «Москва», — место для проекта TheatreHD новое. Выбрана она была по простой причине: только там есть необходимые технические условия для проведения прямой трансляции. Показы TheatreHD, как правило, проходят в «Центральном», и зритель, уже привыкший к этой площадке, ассоциирует проект именно с ней. 

Кроме того, российская театральная премия и фестиваль «Золотая маска», на мой взгляд, в нашей стране известны только узкому кругу людей. Публика просто не понимает, в чем их важность и уникальность. И здесь мы видим необходимость в постепенном знакомстве и просвещении публики, в том числе в средствах массовой информации.

Показ действительно был отменен, потому что билеты не продавались. Однако после отмены трансляции нам звонили и писали зрители, которые говорили о том, что собирались пойти на спектакль и купить билет на месте, в кассе кинотеатра. Поэтому хотим обратить внимание зрителей: для нас своеобразным гарантом того, что показ состоится, является количество билетов, проданных предварительно. А потому не ленитесь, купите квиток заранее.

Итог четвертый

Театральное искусство стало по–настоящему общедоступным


Не всегда дружественная ценовая политика и небольшая пропускная способность храмов Мельпомены в свое время создали миф об элитарности театра. Поэтому своей миссией TheatreHD объявил возможность дать каждому человеку шанс увидеть шедевры мирового театра и изобразительного искусства, не покидая пределов родного города.

— В этом и заключается уникальность проекта. Кроме того, это отличный шанс для наших театральных деятелей держать руку на пульсе, перенимать опыт, узнавать, открывать.

К сожалению, пока проект доступен лишь в столичных кинотеатрах. Но мне бы очень хотелось, чтобы он вышел за пределы Минской кольцевой. Проблема в региональных прокатчиках, которые не хотят брать постановки проекта TheatreHD и показывать их в областных кинотеатрах. Удивляюсь: мы продолжаем строить и открывать новые торговые центры и не боимся, что туда не будут ходить люди, что не найдется покупателей, но почему–то у нашей киносистемы есть большой страх перед проектом TheatreHD в регионах, боязнь пустых залов. Считаю, что мы слишком плохо думаем о нашем потенциальном зрителе в маленьких городах и райцентрах. Ведь именно ему, как мне кажется, как раз таки и не хватает глотка свежего театрального воздуха.

Кстати


Первопроходцем в области театральных трансляций стал нью–йоркский «Метрополитен–опера», где кинопоказы организовывают с 2006 года. Вслед за оперными хитами из «Мета» на больших экранах дебютировали британские мэтры драматической сцены — Королевский национальный театр и шекспировский театр «Глобус». Параллельно к трансляциям подключились оперные сокровищницы Италии и Германии. Не обошли вниманием создатели проекта и поклонников хореографии:  для них ведутся трансляции из Нидерландского театра танца и из Мекки всех балетоманов — Большого театра России.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter