Зуевы из Лукомля когда-то сыграли первую комсомольскую свадьбу на магистрали, а сейчас отмечают 45 лет совместной жизни

Весь БАМ кричал им: «Горько!»

Настоящие романтики тайги. Всю молодость и энтузиазм они отдали Байкало-Амурской магистрали, а еще стали парой, сыгравшей первую комсомольскую свадьбу на «стройке века». Не так давно Степан и Людмила ЗУЕВЫ вернулись на малую родину в Беларусь, в Чашникский район. Весной они отметили красивый юбилей: 45-летие совместной жизни. 

Степан и Людмила Зуевы любят рассматривать альбомы, в которых уже история, вся их «бамовская» жизнь. 

В СЕЛЬСКОМ доме Степана Дмитриевича и Людмилы Сергеевны в Лукомле пахнет пирогами. Такой особенный аромат тепла и уюта. Хозяйка — мастерица на все руки. Живя в «бамовских» Шимановске, Чильчах и Тынде, не раз блистала кулинарными талантами и даже по просьбе учила этому других. А еще, конечно, радовала вкусностями любимого мужа. Интересно, что, отправившись за тысячи километров от дома, они все равно встретились. Как сами смеются: от судьбы не уйдешь, и от БАМа тоже. Это во всех смыслах место силы и настоящих, искренних чувств, считает Степан Зуев:

— Любовь — понятие интернациональное, а на строительство магистрали приехали ребята со всего Союза. Сколько получилось красивых пар, не передать! Многие мои друзья, например, женились на эвенках — представительницах одного из самых многочисленных северных народов. А я вдалеке от родных мест всем сердцем прикипел к землячке. Она из Шумилинского района, я — из Чашникского. 

Будущие муж и жена входили в так называемые белорусские отряды, которые прибыли на БАМ в мае 1974-го, считай, за год до отряда имени Николая Кедышко, который обычно называют пионером тайги.

— Значит, вы оказались там раньше? 

— Выходит, что так, — Степан Дмитриевич по полочкам раскладывает те события.

Армейский «выпускник» после службы в Чехословакии, он вернулся в Чашникский район, устроился водителем автобазы. Но активному комсомольцу хотелось большего. Предложили ему и товарищам вариант: присоединиться к Всесоюзной комсомольской ударной стройке. Парни суровой тайги сложностей быта не испугались. Мы еще толком не знали, в чем соль Байкало-Амурской магистрали, признается собеседник:

— Но решили — едем! Повезло: оказались в первых рядах и, пройдя строгий отбор, стали членами Всесоюзного ударного строительного отряда имени XVII съезда Ленинского комсомола. На этом съезде Беларусь представили всего 25 человек, пятеро — из Витебской области. 

Людмила и Степан Зуевы на БАМе (справа).

Впечатления от съезда, который прошел в Кремлевском дворце, Степану Зуеву не забыть до сих пор. Даже форма, пошитая специально по случаю, была особенно шикарной — изумрудные куртки с красавцем-зубром на спине и надписью «Белоруссия». Всесоюзный отряд из 760 человек двинулся вперед на БАМ 27 апреля 1974 года. Под стук колес ребята ехали в новую жизнь — романтики, смельчаки и энтузиасты, они еще не знали, что ждет их впереди, но стремились попасть в тайгу, испытать себя. До пункта назначения добирались шесть суток, подсчитывает Степан Дмитриевич:

— Все потому, что по пути принимали поздравления от трудовых коллективов всего Союза. На станциях нас встречали под музыку — митингами, ценными подарками. Нормальным делом были врученные на отряд холодильники, телевизоры. 

Студотрядовцы, среди которых был и Степан Зуев, должны были выйти в Большом Невере, но так сложилось, что два отряда во главе с командиром Александром Никитенко «десантировали» в Шимановск на возведение комплекса стройиндустрии. За три года для нужд БАМа поставили шесть крупных заводов. Чтобы уложиться в срок, работали круглосуточно. Это была стопроцентная проверка на прочность:

— Добавьте к этому особый, северный, образ жизни и менталитет. От деревни до деревни 50 километров: простор бескрайний, свобода настоящая, а люди со знаком качества. 

КОГДА комплекс в Шимановске был сдан, встал вопрос: что же дальше? В тот момент Степана Зуева как передовика отправляют в Москву, чтобы сфотографироваться у Знамени Победы. Бойцы родного отряда хотели новых задач и попросили замолвить словечко перед Генсеком Брежневым. Молодой делегат не растерялся и записался на выступление, громко и на всю страну обратившись к Лео­ниду Ильичу: «Дайте 17-му отряду из Шимановска подержаться за большую рельсу БАМа». Не успели вернуться из Москвы в тайгу, как прилетело распоряжение — о переводе нашего отряда на БАМ, станцию Чильчи, продолжает сельчанин:

— Она была единственной, не занятой шефами. На вертолетах 13 декабря 1977-го мы отправились за новыми «бамовскими» приключениями. Высадили нас на замерзшую в камень речку Усть-Нюгжа, ближе к сумеркам. Вокруг — тайга, мороз под полтинник, а перед нами только заранее доставленный сюда же вагончик… 


На следующий день воздух опять задрожал — вертолет нес еще вагончик, на этот раз с продуктами. Прямо в снег выгрузили 14 тонн картошки, а в импровизированном магазине организовали «полный коммунизм», улыбается Степан Дмитриевич:

— К столу привинтили металлическую миску для денег. Крупы, сладости, консервы — все это можно было купить по принципу самообслуживания. И никому даже в голову не пришло, что можно не доложить пару копеек. Так мы прожили неделю — в тишине и бездействии. Никто к нам не приехал, разве что эвенк пришел на лыжах из соседней деревни и рассказал, что на улице минус 64 (!), полушубки серебрились инеем. 

Через две недели по льду уже «плыл» караван из машин и людей — бульдозеры, экскаваторы… Степан Зуев вместе с товарищами попросился в бригаду к Владимиру Будному (Герою Соцтруда, уроженцу Толочинского района) и не прогадал. Пригодились образование, умение работать на зарубежной технике — большегрузах «Магирусах», «КАТО». Вклад Степана, например, есть в строительстве легендарного 15-километрового Северомуйского тоннеля, самого длинного железнодорожного тоннеля в России. 

Уроженцу Витебщины довелось потрудиться и на бульдозере, и на самосвале, и на заправщике. И я, и жена получили высшее образование, делится герой:

— Люда работала сперва каменщиком, затем бухгалтером. Родили четверых замечательных детей (старший Руслан живет в Тынде, дочки Марина и Екатерина — в Витебске, а младшая Настя — в Санкт-Петербурге). Поставили уютный дом на берегу реки в Чильчах, затем перебрались в просторную квартиру в Тынде… Вот сейчас вернулись в Беларусь. 

СТОЛЬКО лет вместе, а знакомство памятно до сих пор. Людмила Зуева в шутку вспоминает обиду на будущего мужа:

— Пришла устраиваться на работу в Шимановске, а моей фамилии не нашли в списках. Растерявшись, не смогла сдержать слез. А Степан не зло, но остро подметил: «Понабирали тут каких-то плакс». 

В следующий раз пара увиделась на дне рождении комиссара отряда и с тех пор не расставалась. Таежный роман перерос в красивый союз 45-летней сапфировой пробы. В музее в Тынде до сих пор хранятся переданные Зуевыми фото и газетная вырезка о бракосочетании, давшем старт свадебному буму БАМа. На свадьбе не обошлось без чудом добытых нарядов. Белое платье невесте прислала мама, а костюм жениху всего за ночь сшили его одноклассницы, которых он встретил, приехав на побывку в Беларусь...

К СЛОВУ

Степан Зуев награжден медалями за строительство БАМа и «За трудовое отличие», орденом Славы III степени. Степан Дмитрие­вич занесен в Книгу почета АТП № 9 Чашников и имеет звание «Почетный транспортный строи­тель». Также он участник финального соединения Западного и Восточного участков БАМа — торжественной стыковки «золотого» звена железнодорожного полотна на станции Куанда. 

naumova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter