Реакция беглых, фейки про пытки, оценки психологов. Игорь Тур в рубрике «Будет дополнено» анализирует интервью Протасевича и раскрывает некоторые подробности

Верю — не верю

Интервью Романа Протасевича руководителю ОНТ Марату Маркову произвело настолько сильный эффект, что вот уже который день в интернете тысячи людей занимаются, пожалуй, самой бесполезной работой. Строят версии. Само интервью, кстати, политический обозреватель телеканала Игорь Тур в своей вчерашней вечерней рубрике «Будет дополнено» и вовсе назвал «потрясающим» — и по форме, и по содержанию. Гораздо, мол, лучше Тимы Белорусских у Дудя, где запомнили только цвет штанов...

Накапать «сыворотки правды»

А вот комментаторы «подкачали». Были банальными и предсказуемыми. Коллег с телеканала ОНТ они обвинили едва ли не в пытках. Беглые пишут, говорят, стримят — «Протасевича заставили это сказать, его пытали, избивали, а он актер и сыграл искренность». О том, что «змагары» себя поведут именно так, впрочем, было прекрасно понятно и заранее. Только чего стоят эти «мнения», когда все домыслы Игорь Тур развенчивает одним фрагментом. Шуткой, которая была не для эфира, но в интервью все же попала.

— Вы ж камеры не выключаете? А то скажут потом, что Роману подмешали что-нибудь, опоили? — поинтересовался Марат Марков, когда Протасевич решил попить воды.

— Вы что, мне ж еще в КГБ сыворотку правды колют? — расхохотался Протасевич.

Писали беглые и про страх. Но тут, похоже, не прогадали. Страшно ли Протасевичу? Конечно, прямо отвечает Игорь Тур, а как иначе-то? Ведь он задержан по уголовному делу:

Игорь Тур.
— Зачем его пытать, бить, заставлять сказать что-то? Ему ведь уже страшно, какой в этом смысл? А еще он обижен и разочарован.

Впрочем, чего руководствоваться догадками, когда всю правду о том, как именно прошло интервью, знают лишь немногие.

— Хорошо знает Марат Марков, это же его интервью, — рассуждает автор рубрики «Будет дополнено». — Вот его версия имеет фактуру, и поэтому — ценность. Кто предложил это интервью — мы Роману или Роман нам? Версий может быть сколько угодно, но как было — мы знаем. А вдруг у нас есть еще и доказательства?.. Возможно, знает что-то Игорь Тур — может, он съездил к Роману поблагодарить за комплимент лично…

Комплимент, кстати, был тоже искренний. Марат Марков спросил у Протасевича: смотрели ли они в Польше телеканал ОНТ. Роман признался, что редактора телеграм-каналов не пропускали ни одного выпуска рубрики Игоря Тура:

— Это был, наверное, по сути, единственный белорусский журналист, каждый выпуск которого мы смотрели. Потому что, во-первых, он очень классно играл по нашей повестке и отрабатывал ее. И мы, естественно, были заинтересованы в том, чтобы его смотреть.

«Алаверды» от Игоря Тура:

— Может, мы вчера выпили кофе, обсудили всех, раз уж оба глубоко в теме. Может, у меня тоже есть версия, как было? А может — и как будет? Но как ты, зритель, решаешь, верить Туру или нет, если эта версия без фактов? Почему вы решаете верить кому-то, а не чему-то?

В связи с этим — еще один вопрос: считать ли Романа глупым?

— Подозреваю, что нет, раз на протяжении месяцев, а то и лет, вы с ним работали, спрашивали совета и позволяли вами руководить. Если окажется, что Протасевич глуп — обидно будет, правда? Не считаю Романа величайшим мыслителем современности, но он определенно умен, — размышляет политический обозреватель.
— И вот выходит интервью, где не глупый и талантливый Протасевич, правда, обиженный и разочарованный в оппозиции и которому, само собой, страшно, — и беглые псевдолидеры и блогеры начинают выкатывать свои версии, большинство из которых сводится к тезису «Раман не мог такога сказаць!» Ну, чаму не мог? У него же есть рот, и он может говорить. У него есть голова, в ней мозг, способный решить, что сотрудничество со следствием уменьшит его срок. Зачтется ли ему интервью на ОНТ? Предлагайте версии.
Автор рубрики «Будет дополнено» при этом просит не забывать: сотрудничать со следствием Протасевич начал задолго до интервью Маркову, а в Донбассе его хотят видеть по более серьезным обвинениям.

— Я ставлю себя на место Протасевича. Будь я в его ситуации и спроси меня, какого цвета этот галстук, я бы сказал «красный», это была бы правда, но в моем взгляде, мимике и жестикуляции остался бы страх.

Психология навынос

В подтверждение — фрагменты интервью, которые много чего могут сказать о психологии. «Открою вам страшную тайну», «Я извиняюсь, что перебиваю, просто сразу скажу все, что нужно было сказать об интервью с Дудем», едкие комментарии в адрес Путило, искренние откровения о Латушко, Тихановской и «Белорусском доме» — это все оттуда. И еще, еще, еще… Вопрос «где деньги?», например, Роман, смеясь, называет риторическим, а историю — забавной. А как вам, например, такое?

— Все! Я думаю, что надо отпускать Романа! — говорит Марков.

— Нет, если мы еще что-то не проговорили… — собеседник руководителя ОНТ явно готов продолжать разговор.

Неужели вам недостаточно собственного ума, опыта, уважения к себе и своему мнению, чтобы самостоятельно решить, насколько честен Роман? — спрашивает Игорь Тур:
— Расслаблен, шуточки шутит, председателя правления ОНТ чуть ли не перебивает — ну сильно как-то смело для того, кого под пытками заставили. Но вас пытаются уверять, что Протасевич именно под пытками — правда, я, возможно, из-за недосыпа хуже выгляжу, чем выспавшийся в застенках Протасевич.
Автор «Будет дополнено» обращает внимание еще на одну фишку беглых. Формулируется она так: когда сам не знаешь ничего — зови психолога! Это к вопросу о том, что какие-то психологи изучили интервью и пришли к выводу, что Протасевич находится в состоянии страха и подавленности, что об этом говорит его мимика и жестикуляция, а потому это интервью… как бы не считается. Однако психология, подчеркивает Игорь Тур, это неоднородность мнений:

— Вот один российский психолог тоже посмотрел интервью и говорит — не видит признаков давления, Протасевич искренен в своих признаниях, и соответствующим образом двигает бровями, и не врет, что больше не хочет сунуться в политику. Вот еще один эксперт по лжи — лжи в словах Протасевича почти не увидел, а увидел обостренный страх, когда речь зашла о Донбассе и возможной туда выдаче. Какую хотите версию — такую и найдете, демократия ведь!

Отдельно — о комментариях Дмитрия Щигельского. То ли психиатра, то ли политолога… Или все же заговорщика, по которому, напоминают в эфире ОНТ, плачет ­СИЗО? Роман Протасевич, кстати, характеризует его так: знаком с ним долгие годы, и это мозговой центр того, что происходило. А Игорь Тур делает ремарку:

— И вот у революционного психиатра Щигельского интересуются: что он думает, как сильно пытали Романа, чтобы он все рассказал? Господин Щигельский, психологи изучили это ваше интервью и пришли к выводу, что ваша мимика и жестикуляция говорят о том, что вам страшно, вы не уверены в себе и находитесь под давлением. Но это не значит, что вы лжете, ведь вы сказали правду.

Правда от Щигельского, высказанная в эфире одной из оппозиционных радиостанций, такова:
— С Романом мы действительно знакомы… Я его хорошо знаю, и я бы сказал так: впечатления, что он находится под какими-то физическими воздействиями или пытками, у меня нет. Он, конечно же, волнуется, но это понятно. Но говорить о впечатлении, что он находится под какими-нибудь фармвеществами... Я, конечно, без анализов это не могу утверждать, но его мимика, жестикуляция, темп речи, интонирование, то, как он движется, даже речевые обороты в общем-то соответствуют тому, как он говорил в обычной жизни.
Щигельский, кстати, высказался и о том, что возле Александра Лукашенко появилось несколько человек, которые кардинально поменяли информационное поле. Впрочем, к этой теме мы вернемся в других публикациях…

Кто виноват и что делать?

Параллельно с вопросом «что делать?» обдумывают беглые и вопрос «кто виноват?» Версия Игоря Тура: виноваты они сами. Все вместе:

— Тем, что запутались во лжи и запутали в ней своих сторонников.
Вечерко, Тихановская, Латушко, Путило, Мотолько и прочие — почему они обсуждают форму интервью, как оно состоялось, но молчат про суть, отказываясь комментировать фактический материал? Потому что они понимают, что на каждого из них у нас уже есть информационный снаряд, и не один. Любое минимальное движение, только дернитесь в сторону очередной популистской лжи — и вы получите залп из всех орудий: ваших переписок, ваших фото, документов, слитых Протасевичем, ваших голосовых сообщений и так далее.
— Мы готовы ждать, когда вы опять соврете. Потому что вы не можете молчать. А еще — мы сильнее на длинной дистанции. Потому что у нас четкая система, понятные принципы, безусловный лидер — а у вас? Щигельский не воспринимает Тихановскую, Тихановская ругается с Латушко, Латушко — с Карач, Карач — с Макаром, Макар ругается с нормальностью, плюс-минус все воруют и сливают друг друга. Вот вам еще версия: а что если каждое ваше слово об этом интервью читает сам Протасевич? Что он, разочарованный в вас, об этом думает? О том, как на его проблемах вы хайпуете? И что вы будете делать, если он начнет об этом говорить?

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter