Вертится земля быстрей?..

Нет, наверное, ни одного человека, чья душа хотя бы однажды не вскипела праведным гневом по поводу рекламы.
Нет, наверное, ни одного человека, чья душа хотя бы однажды не вскипела праведным гневом по поводу рекламы. Уверения и посулы льются сегодня едва ли не рекой. Бороться с ними пытаются по-разному. На государственном уровне разрабатываются регламентирующие законы, упорядочивается контроль за восхвалением прокладок, зубной пасты и прочих нужных вещей. Единственный же способ сражаться с рекламой на бытовом уровне - не выпускать из рук пульт, чтобы вовремя избавить себя от назойливых обещаний.

Неправильное пиво

Этой рекламе сегодня безоговорочно принадлежит пальма первенства в рейтинге народного гнева. Даже младенец знает, с помощью какого пива можно оживить статую в парке, какое правильное, а какого и вовсе никогда много не бывает.

Впрочем, пиво - продукт неоднозначный. Вроде как и содержит алкоголь, но алкогольным напитком в классическом понимании не является и под закон об обороте алкогольной продукции не подпадает. Вот и получается, что ни его распространение, ни реклама практически ничем не ограничиваются.

Пивные отрасли и в России, и в Украине - сфера наибольшего притока инвестиций. Потому обновленный напиток, естественно, продвигают с особым усердием: к примеру, пивная реклама на украинском канале СТВ занимает около 60 - 65 процентов рекламы товаров отечественного производства. Не намного уступают украинцам в объемах пивной рекламы и российские каналы. Рекламные брызги пенного напитка долетают и до нашего телезрителя. Впрочем, поскольку продукция российских и украинских пивоваров продается и на белорусском рынке, реклама эта имеет право на существование. Тем более что приносит доход местным транслирующим станциям. Вот только пивоварам нашим от нее достается одна горечь. Противостоять пивной рекламе, льющейся от соседей, провести столь же массовую кампанию по раскручиванию собственных брэндов отечественному производителю пока не по силам и не по карману. Вот и получается, что, истово приобщаясь к чужому "правильному" пиву, мы попросту теряем свое.

С точки зрения законодательства, пиво сегодня ничем не отличается от, скажем, кефира - ни вреда, ни последствий. Конечно, в кефире тоже есть небольшая доза алкоголя, а пиво в небольших дозах, говорят, даже полезно. Но здесь необходима поправка на менталитет: видели ли вы хоть раз подростка или молодого человека, который выпил бы 100 граммов пива и тем ограничился? Пьют от пол-литра и больше. И опьянение от напитка, который и алкогольным-то не считается, самое что ни на есть настоящее. И наркологи не случайно все чаще говорят о пивном алкоголизме - крепкое пиво с успехом заменило многим любителям возлияний приснопамятные "чернила". Однако все эти доводы бессильны перед коммерческими интересами крупных международных компаний.

Два года назад главный санитарный врач России Геннадий Онищенко попытался было ограничить этот беспредел. Он подписал постановление об усилении надзора за пивной продукцией, где предлагалось приравнять пиво к алкоголю со всеми вытекающими последствиями. Поводом послужила слишком агрессивная реклама "Клинского", нацеленная на совсем юных представителей общества. Прецедент закончился парадоксально: Онищенко обвинили в том, что он... лоббирует интересы производителей крепких напитков. Постановление было отозвано.

Впрочем, некоторые ограничения в пивную рекламу все же будут внесены. Теперь в ней не должны мелькать лица известных людей и образы животных, поскольку и те, и другие, по мнению законотворцев, являются действенной рекламной уловкой. Но такие ограничения мало расстраивают российских производителей - многие из них уже успели упрочить свои позиции на рынке. Образ товара надежно "вбит" в подкорку потребителя. Даже если их деятельность ограничат, как, скажем, рекламу алкоголя или табака, для крупных пивных концернов это не будет трагедией. Большинство российских производителей уже готовы к битве брэндов - основные марки настолько раскручены, что могут жить собственной, отдельной от товара жизнью.

А как же дети?

Без пива рекламные герои не выезжают на природу, не летают в космос, не играют в домино и не празднуют победу. Радость благодаря пивной промывке мозгов прочно ассоциируется с холодным и пенным напитком. Современных детей, как ни старайся, невозможно изолировать от "ящика". Есть предположение, что нынешние дети, когда вырастут, начнут жить в точном соответствии с теми стереотипами, которые привила им реклама. И если вдруг трава окажется не такой зеленой, а небо не таким синим, как на экране, раскрашивать окружающую действительность могут начать при помощи алкоголя, наркотиков и прочих вещей, уводящих от действительности. Пивная реклама в этом ряду цветных ассоциаций вполне может занять первое место как самая массовая и наиболее агрессивная.

Закон пропаганды, выведенный еще Йозефом Геббельсом, гласит: для того чтобы что-то внушить человеку, ему это нужно повторять, повторять и еще раз повторять. И вот уже черное - белое. На этом и зиждется современная реклама. Потому не удивляйтесь, если завтра застанете вашего малыша дегустирующим пиво - он ведь уже хорошо усвоил, что "без пива нет отрыва".

Плохо нарисованные Вицин, Моргунов и Никулин плывут на льдине, распивая пиво, и танцуют в белой горячке с белым же медведем. Милый, смешной старый фильм получил прозаическое продолжение - теперь его герои живут своей, плохо нарисованной и нетрезвой жизнью. Для каждого времени характерны свои символы. Сегодня они должны быть такими?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter