Верстовые столбы

Художник Рыгор Ситница и историк Сергей Тарасов размышляют о том, каких памятников не хватает современному Минску

К юбилею города в художественной галерее имени Михаила Савицкого открылась выставка «Минск скульптурный». На ней представлены как уже установленные в Минске памятники, так и предложения наших мастеров. Именно эта экспозиция и стала поводом для большого разговора с председателем Белорусского союза художников Рыгором Ситницей о том, что следовало бы сделать в ближайшем будущем:

— В этом году наша любимая столица отпраздновала очень солидный юбилей — 950 лет от первого летописного упоминания. Я всегда очень трепетно отношусь к тому, как наш город выглядит. Будучи еще студентом, гуляя по добитым улочкам старого города, понимал, что Минску тысяча лет, но глазами этого не находил. Когда началось восстановление Верхнего города, то меня это радовало, хотя к тому, как это сделано, есть претензии.

— Например?

— Восстановлена Ратуша. Я как мог добивался, чтобы рядом с ней появилась бронзовая фигура войта, которая хоть немного объясняет назначение этого здания. Ведь не секрет, что многие наши города, местечки и даже деревни имели Магдебургское право. То есть документ на самоуправление. Это — круто! У наших восточных соседей подобного не было. Вот и поставили войта с грамотой в руках, дающей нашему городу Магдебургское право. Также добивался появления памятника Дунину–Марцинкевичу и Монюшко с моим текстом, где указано: они — основатели белорусской национальной оперы. Это принципиально. Все должны понимать, что наша опера существовала в XIX веке.

Эскиз памятника минской и заславской хоругви, которые участвовали в Грюнвальдской битве. Скульптор Сергей Аганов.
— Достижения очевидны, их все знают...

— Хорошо... Вот восстановили Свято–Духовскую церковь, где размещен концертный зал «Верхний город». Отлично! А справа здание, я его гаражом называю. Неужели нельзя было восстановить фрагмент монастыря? Уверен, что полезной площади было бы не меньше. Построенное здание настолько диссонирует с архитектурным ансамблем, даже смотреть неприятно. Надеюсь, что со временем эта ошибка будет исправлена. Далее, к пропорциям шпиля на Ратуше есть претензии, он маленький.

Вспомни Малый гостиный двор, он еще в 90–е годы стоял рядом с Кафедральным собором. Интереснейшее здание в форме неправильной буквы Ш с двумя двориками. А эту постройку, такую нужную для ансамбля, разобрали и поставили вместо нее фонтан. Стоишь там и чувствуешь пустоту. Но ведь если бы сохранили и восстановили, то город имел бы еще одну ренессансную площадь...

Минск в XIX веке да и раньше был городом с многочисленными деревянными зданиями на каменных фундаментах. В центре есть только один такой дом, а это — плохо. Почему бы не поставить еще несколько таких характерных домов? А еще меня очень смущает застройка улицы Зыбицкой. Это, на мой взгляд, гламурная попса с элементами под старину. Ширину улицы увеличили в три раза, коренным образом изменив облик исторической застройки. Был макет, существовали обмеры, но возобладал иной подход.

— На этот счет есть разные мнения.

— Но самое главное, то, о чем я думаю, это то, что у нас отсутствует 600 лет истории города! Самое старое здание — Петропавловский собор, а ему всего 405 лет. А что там дальше? Считаю, что необходимо поставить памятник, возможно, даже конный, первому летописному князю Глебу Всеславичу Менскому, который и отстроил город после битвы на Немиге. Ведь это он его восстановил, расширил, активно присоединив к княжеству соседние земли. Это первый хозяин нашего города. Поставив такой памятник, мы обозначим, дадим точку отсчета истории. А также надо создать и поставить памятник, посвященный битве на Немиге. И тогда мы сможем говорить, что нам — тысяча лет и вот отправные точки нашей истории.

— Извини, а творческая часть этих планов за кем?

— Союз художников готов к этой работе уже давно. Существуют вполне реальные и выразительные предложения. Единственное — решение властей города и финансирование проектов. Мы предлагаем то, что поможет сделать наш город лучше. Кстати, именно на нашем Художественном комбинате ведутся работы и отливается чугунное ограждение моста у Немиги...

Эскиз памятника «Слово о полку Игореве. Битва на Немиге». Скульптор Александр Прохоров

— Знаешь, Рыгор, а ведь было бы здорово именно в эти юбилейные дни открыть такие памятники.

— Да, поздновато мы спохватились. Признаю свою вину. Но главное, что городские власти нас услышали и готовы к диалогу и сотрудничеству. Кстати, и в Новогрудке следовало бы поставить памятник Миндовгу. Пусть молодое поколение знает, что мы — королевское государство. Почему бы на нынешней Октябрьской площади не соорудить монумент, посвященный 1000–летию нашей истории? Памятник, где будут все исторические личности: от князей, святых до героев–партизан... Нация должна знать своих героев!

К нашему разговору присоединяется Сергей Тарасов — историк, археолог:

— За век, а может, и полтора до упоминания в летописи город уже был. Находился он за кольцевой, примерно где авторынок в Малиновке и музей белорусской архитектуры. Стоял на берегу реки Менки, от нее и получил имя. Там найдено три клада, что говорит о торговых связях и активной жизни. Вокруг того городища находилось около сотни деревень.

— Сергей, а где проходила знаменитая битва на Немиге, ученым известно точное место?

— Исходя из логики летописного сообщения, где сказано, что «войска пошли к Немизе», — возникает загадка. Археологи не обнаружили пока этого места, но где находилось замчище площадью 3 гектара — известно. На его строительство ушло, по подсчетам ученых, 40.000 кубометров древесины. Это только на строительство валов. А ведь еще были дома, улицы, стены, башни...

Эскиз памятника «Город на Немиге». Скульптор Юрий Анушко.

— Чем знаменит и славен Глеб Всеславич Менский?

— Благодаря ему была укреплена и расширена Менская волость почти до Орши, с попыткой присоединить еще и Слуцк. Князь Глеб Всеславич построил знаменитые ворота в крепость, такие же, как в Киеве, но не из камня, а из дерева. Известен князь и своими щедрыми пожертвованиями в Киево–Печерский монастырь. При нем Менск на Немиге стал полноценным городом с торгово–ремесленными посадами, находившимися на территории сегодняшней Зыбицкой улицы, а также в Раковском предместье. Новый город именно тогда становится центром всей волости. Существует древний список городов XIV века. Там упоминается город Немиза! Археологически он еще не найден. Но логика подсказывает, что Немиза и Минск — одно и то же место...

Эскиз памятника героям Грюнвальда. Скульптор Сергей Аганов.

— А как новый город сохранил свое имя, ведь он стоит не на реке Менке?

— Такие переносы названий в те далекие времена были делом обычным. Подобное произошло с Новгородом и Смоленском... Купеческие караваны шли в Менскую волость, сюда везли товары. Естественно, что памятник Глебу Всеславичу и знаменитой битве на Немиге современному городу Минску нужны.

Пока подобных памятников нет, но скульпторы уже задумываются над ними, создают эскизы и модели верстовых столбов истории нашего с вами города.

ladzimir@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?