Версии и диверсии

Кто и зачем разогревает замороженные конфликты на постсоветском пространстве?
Кто и зачем разогревает замороженные конфликты на постсоветском пространстве?

Советский Союз развалился, однако дискуссия о том, как относиться к этому, казалось бы, уже давно свершившемуся факту, до сих пор не закончена. Многие теперь называют произошедшее катастрофой (каждый при этом вкладывает свой смысл в это утверждение). И все–таки одно трагическое обстоятельство бесспорно: цивилизованного развода не получилось, с распадом огромной страны ее окраины, такие как Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, Нагорный Карабах, погрузились в кровопролитные конфликты.

Силой оружия развязать сложные клубки этнических, исторических, экономических и прочих противоречий, естественно, не удалось. Максимум, на что хватило дипломатии, — это заморозить конфликты. Сейчас, когда по разным причинам заморозка отходит, застарелые болячки вновь дают о себе знать.

Можно выделить несколько причин, по которым происходит размораживание конфликтов. За годы более или менее мирной жизни окрепли сами непризнанные республики и их власти, а тут еще им благоприятствует международная обстановка. Референдум о независимости Черногории был своего рода первым звонком. Отделение от Сербии Косово будет для Тирасполя, Сухуми и Цхинвали совершенно очевидной отмашкой. Если этот прецедент будет создан, их уже ничто не удержит от независимости.

Несколько недель назад в Приднестровье прошел референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость. Хотя его легитимность мировым сообществом и не была признана, однако руководство непризнанной республики получило на руки четкий мандат.

Чуть больше чем через неделю должен пройти аналогичный референдум в Южной Осетии. Его исход ясен заранее. Это прекрасно понимают в Тбилиси. Напряженность вокруг Цхинвали нагнетается с каждым днем.

На днях югоосетинские спецслужбы заявили о том, что уничтожили группу диверсантов, которые пришли с территории Грузии, являлись по национальности чеченцами, имели при себе ваххабитскую литературу и форму российских миротворцев. Невероятное нагромождение подробностей, сообщаемых посредством информагентств, подчеркивает, что у конфликта, перспектива которого не кажется такой уж невозможной, будет много сторон.

Михаила Саакашвили, пожалуй, больше других не устраивает сложившийся на Кавказе статус–кво. Для него «собирание земель» — это условие политического выживания. И он уже доказал, что ради достижения этой цели готов действовать всеми возможными методами.

Замороженные конфликты — еще и козырь в разворачивающемся на одной шестой части суши геополитическом противостоянии. Созданный под протекторатом США ГУАМ уже предложил заменить российских миротворцев своими. Это предложение выглядит заведомо обреченным на провал, поскольку все члены этого объединения, кроме Украины, являются непосредственными участниками тех самых замороженных конфликтов, а, как известно, миротворцы размещаются только с согласия всех сторон. Добиться этого согласия как раз и не получается. В том–то вся и трагедия, что народы, которые так долго и далеко не всегда по принуждению жили в одной стране, сегодня оказываются по разные стороны баррикад.

...Многие ответы будут получены на минском саммите СНГ, на который, как сообщается, вроде собирается приехать и Михаил Саакашвили. В Беларуси у президентов будет шанс продемонстрировать добрую волю, в том числе и по замороженным конфликтам. Пока же есть возможность для диалога — не все потеряно.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter