Морковь раздора: размышления об одном инциденте в поле

Вершки и корешки

Недавно на поле овощеводческого предприятия ОАО «Комбинат «Восток» в Гомельском районе произошел инцидент. Разногласия возникли между работниками хозяйства и студентами, помогавшими убирать урожай. Камнем преткновения стали несколько мешков морковки — то ли украденной, то ли, напротив, неполученной теми, кому она причиталась. В ситуации разбирался корреспондент «Р».

Ссора в поле


Еще лет 10—15 назад случай, скорее всего, не вышел бы за пределы морковного поля. И уж точно не попал бы в поле информационное. Но только не в 2018-м, когда любое мало-мальски примечательное событие становится достоянием интернета. Мальчишки и девчонки, которым не занимать активности в социальных сетях, «по секрету всему свету» рассказали о случившемся. Историю подхватили сетевые ресурсы.

В первоначальном изложении все выглядело почти жутко. Сообщалось, что третьекурсников Белорусского государственного университета транспорта отправили на «Восток» помогать в уборке. В качестве оплаты обещали по 5 килограммов морковки. Каждому. Но когда ребята начали «брать свое», работники предприятия воспротивились. Откуда ни возьмись, появился милиционер, и якобы даже дошло до составления протокола. Такой вот, дескать, беспредел средь бела дня в чистом поле…

По мере пристального рассмотрения картины она, как водится, заиграла множеством тонов и красок. Да и сюжет ее не столь однозначный. Помощь со стороны «Востоку» требуется каждую осень. Уборка овощей означает большой объем ручного труда, справиться с которым самим не по силам. На помощь приходят люди, направленные службами занятости и, как сказано выше, студенты вузов. По версии руководства ОАО, инцидент в поле спровоцировал один из них — парень, приехавший в поле на автомобиле.

— Когда все начали работать, он стал таскать морковь в багажник, — излагает свою версию событий директор ОАО «Комбинат «Восток» Дмитрий Корж. — Все носили в контейнеры, а он, ни ведра не положив туда, с первой минуты начал носить в машину. Ему раз сделали замечание, два… Я лично подъезжал, разбирался. Но никаких протоколов не составлялось. Все понимают: в будущем для него это может отразиться негативно. Пожурили и отпустили, объяснив, что так делать некрасиво. Логично, что расчет за любую работу следует после ее окончания. Никто эту морковку не перевешивает. Набрал ведро и спокойно едешь домой. Пусть даже там больше пяти килограммов, мы и слова не скажем, кроме спасибо. Но когда мешками тянут — нужно же совесть иметь… Морковь не растет сама по себе и стоит денег: семена, затраты на выращивание, уборку. Не говоря уже о том, что везде должны быть порядок и дисциплина. Несмотря ни на что, в целом мы довольны работой студентов, а это — частный случай, который, надеюсь, не повторится.

В свою очередь, ребята отмечают принципиальный момент. Мешки с морковью их товарищ брал не лично для себя, а из расчета на всю группу работавших. Ведь отвезти заработанные овощи легче в багажнике автомобиля, чем тянуть в руках.

Много шума


Если раньше сельхозпредприятия обращались за помощью к вузам напрямую, то в последние годы организатором трудового десанта выступает Белорусский республиканский союз молодежи. В данном случае — Гомельский городской комитет общественного объединения. Первый секретарь горкома Николай Светогор заверяет, что группы формируются исключительно из добровольцев. Ребята пишут заявления, проходят медосмотр, а перед началом работы — инструктаж по соблюдению ТБ. Этой осенью в полях трудятся студенты из всех гомельских вузов.

— Мы традиционно оказываем помощь в уборке овощей, которые затем будут поставляться в учебные заведения, больницы и другие социальные учреждения, — рассказывает Николай Светогор. — Ребята работают в нескольких хозяйствах Гомельского района. Трудятся в среднем несколько часов в день. О том, что оплата производится сельхозпродуктом, предупреждаем заранее. Расчета деньгами хозяйства сейчас не предлагают.

Об инциденте я знаю со слов ребят, ставших очевидцами ситуации. На мой взгляд, произошло недопонимание — из тех, которые могут возникать в рабочих ситуациях. Сам конфликт улажен за пять минут — претензий ни у кого нет. Уже на следующий день ребята разместили фото, на котором в поле выложено сердце из морковки. То есть настроение у них нормальное. Больше получилось информационного шума.

В БелГУТе, где также выясняли истину, ситуацию охарактеризовали аналогично — недоразумение. С чем трудно не согласиться.
  

Помочь бы рады


Эффект слона, раздутого из мухи, во всем этом «ЧП полевого масштаба», безусловно, присутствует. Возможно, свою роль сыграл пресловутый максимализм, свойственный юношескому возрасту при оценке того или иного события. Страсти, разгоревшиеся в соцсетях, лучше и вовсе оставим за скобками. Слишком уж много там эмоций.

Однако как бы ни было, из любого конфликта нужно делать выводы и извлекать уроки. Всем сторонам. И болезненно отреагировавшим на рядовую ситуацию ребятам, и хозяйству, которое нуждается в их помощи, и тем, кто ее организовывает. Очевидно, куда охотнее студенты получили бы за свою работу деньги. При всей полезности овощей заработанный рубль, который можно потратить по своему усмотрению, мотивирует лучше. Да и почвы для подобных недоразумений не возникло бы.

Хотя, конечно, дело не только в деньгах. Участие студентов в осенне-полевых работах — традиция, уходящая корнями в советскую эпоху. Большинство выпускников многолетней давности и сегодня вспоминают эти поездки с теплой ностальгией. Позже, правда, отношение стало меняться. Дискуссии по поводу поездок «на картошку» возникают и сегодня. Но факт остается фактом — АПК остро нуждается в сезонных помощниках. Весь вопрос в правильной организации и мотивации их труда. Ведь склоки в поле никому не нужны. Нужна эффективная работа.

(Фото носят иллюстративный характер.)


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter