Художник и патриот: во Дворце искусства открывается большая юбилейная выставка Владимира Уроднича

Верой, правдой и памятью

Звонок: «Здравствуйте, Ира, я закончил портрет Василия Коржа, заходите взглянуть!» Владимир Уроднич — мой частый собеседник. Отметивший в этом году 80‑летний юбилей, но не утративший ни жажды жизни, ни любви к своему делу, мастер подготовил большую выставку во Дворце искусства, которая открылась 21 октября. Свой творческий и жизненный отчет художник назвал «Берега моих горизонтов». Все прожитые годы, все, что осмыслялось, дышало и звало взяться за кисть, — все в этих полотнах.

Владимир Уроднич и картина «Память».

Крупные мазки, цветовые пятна, художник не выписывает мелких деталей… Спрашиваю: «Это от эмоций?» — «Нет, это школа такая: брать широко». Именно старшее поколение художников сегодня сохраняет традиции белорусской живописи — те самые, заложенные еще Иваном Ахремчиком и Виталием Цвирко и продолженные целой плеядой блестящих мастеров. Владимир Уроднич с гордостью называет себя художником-реалистом, однако этот его реализм как будто подернут легкой мистической дымкой: тени прошлого, образы из воспоминаний, призраки былого на картинах маэстро стоят рядом с живыми людьми. Так человек живет бок о бок с памятью (своей и предков), и связь эта неразрывна.

Владимир Уроднич — заслуженный деятель искусств, лауреат специальной премии ­Президента, возглавляет объединение «Традиция» при Белорусском союзе художников и входит в число участников Студии военных художников при Министерстве обороны. «Я живу в пространстве 1941 — 1945 годов», — говорит он. 
Поколение детей войны, взявшихся за кисть, всю жизнь проживает и осмысливает события своего далекого детства, перечеркнутого оккупацией Беларуси, гибелью близких, потерями и утратами… Владимир Васильевич очень рано лишился отца: тот был партизаном и погиб, выполняя свой воинский долг. На холстах художника солдаты Великой Отечественной войны и сегодня защищают Родину. 
«Время прилета диких гусей».

Взлетает и опускается кисть, часы, проведенные за мольбертом, складываются в дни, дни — в месяцы и годы, и все эти годы посвящены главному — сбережению памяти.

— Хорошо, что у нас в стране объявлен Год исторической памяти, но, вообще, эта тема должна сопровождать каждого художника на протяжении всей его жизни, постоянно, — убежден Владимир Уроднич. — Понимаете, какая штука: я человек, воспитанный в определенном направлении, я не могу с него свернуть направо или налево.

Его отцу-партизану на момент гибели было всего 19 лет. Художник часто приезжает в те места, где воевал отец, не прерывает связь с малой родиной, да и можно ли разорвать эту крепкую нить? Владимир Уроднич о себе говорит просто: «Я сельский парень!» — и так же естественно проступают на его полотнах родные белорусские пейзажи. То Столинщина, где он родился и вырос в деревне Большие Орлы, то живописные окрестности дачи недалеко от Раубичей, где мастер проводит много времени, запечатлевая мир вокруг себя.

«Большая вода в Лучках».

— Мне ничего не надо выдумывать: вот люпин цветет, вот сюжет, построенный на облаках, вот старое свалившееся дерево — жизнь прошла…

Вспоминает детство. Не только война, но и сама белорусская природа пробуждала в художнике творческий дар:

— Я ведь родился на хуторе на Полесье. Его по весне заливало водой, кругом была сплошная водная гладь, только небольшие островки земли. Дом стоял на пригорке, и мы к нему плыли на лодке… Потом вода постепенно уходила, на ней начинали потихоньку появляться кувшинки… Для меня это была большая радость. Во многих пейзажах, которые я сочинял, отразился этот мотив. И сейчас, когда на родину, в Столин, еду (а дорога долгая), чувствую: все звучит! И слышу голос деда: как он траву под дубом косит и песню поет…
Если посчитать, то число написанных мастером работ (произведения самых разных жанров) уже перевалило за 500. Впрочем, Владимир Уроднич много лет остается приверженцем сюжетно-тематической картины, требующей от автора большого умения. Часть этой сокровищницы мастер представляет во Дворце искусства.
«Рубеж истины».

— Для выставки «Берега моих горизонтов» мы отобрали около 70 работ, а еще столько же хотелось бы показать, но в зал они просто не вместятся. Я прожил жизнь, и мои картины отражают ее этапы. Это я, — признается Владимир Васильевич.

Из Столинского района на открытие выставки приезжали земляки — целый ансамбль народной песни. Кстати, на малой родине пару лет назад художник открыл картинную галерею, которой передал безвозмездно 27 своих холстов. Есть у наших мастеров такая прекрасная добрая традиция — создавать в родных краях уголки искусства.

Часто появляются на его полотнах близкие: мать, дочь (уже взрослая, известная художница Элла Бубашкина), внук, родные, знакомые односельчане. Да и самого себя как часть семьи и этого общего сельского мира Владимир Уроднич тоже нередко изображает: бережно фиксирует особенно дорогие воспоминания. Каждая картина — схваченная эмоция, застывшая, как травинка в янтаре. Оттого хочется смотреть и смотреть. Так тепло в этом мире, наполненном памятью и любовью, так сочно пахнут спелые яблоки, тянет холодком от воды, и кружит голову молодым, еще живым партизанам духмяный весенний цвет черемухи…










ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter