Молодой директор ОАО «Уречский» Вероника Морозова модернизирует фермы

Вероника на хозяйстве

Быстрые шаги директора в конторе узнают с первого звука: «Идет!» Вероника Морозова, в короткой курточке и брюках, буквально влетела по лестнице к своему кабинету и сразу улыбнулась: «Я не долго вас заставила ждать?» Доброжелательная, разговорчивая, но с плотной «шторкой» в душе: необязательно всем знать о ее переживаниях и думах. С утра она провела наряд, отправила дочку в школу, побывала на совещании в райисполкоме, касающемся строительства. Цемент, доски, гвозди — эти темы на протяжении всего дня будет обсуждать с кем-то по телефону, постоянно звонящему у нее в руке. ОАО «Уречский» на Любанщине в перманентной стройке — от одного здания к другому — вот уже два года. 

Вероника Морозова дает указания по реконструкции старой фермы. 

Так случилось, что модернизацию довелось проводить этой хрупкой молодой женщине: пока в хозяйстве нет современного доильного зала и комплекса с замкнутым циклом. Но он обязательно будет! 

Рабочий день у директора начинается в шесть утра. Первоклассница-дочка сладко посапывает в кровати, когда Вероника Михайловна уходит на планерку. После возвращается домой, чтобы собрать и отвезти ребенка в школу к восьми тридцати. В прошлом году наряд начинался в семь, брала «мамин хвостик» на утренние производственные совещания. Специалисты шушукались, что при дочке Михайловна совсем не ругается. На самом деле она никогда не будет кого-то отчитывать, если все сделано на совесть. Как любая женщина, любит постоянный контроль. Эмоции бьют через край, если кто-то не выполнит поручение. 

Однажды на ферме не покормили буренок. И она, приехав затемно, услышала не просто мычание, а настоящий рев голодных коров. На следующий день уволила заведующую: «Люди успели пообедать и поужинать, а коров, видите ли, не смогли покормить из-за занятости!» 

Голоса животных Вероника научилась различать в детстве: отец-ветеринар с пятилетнего возраста свою младшенькую возил по фермам. Знает, если животное встревожено, то оно мычит протяжно и жалобно. Когда приветствует свою хозяйку или хозяина, то ритмично и длительно. Совсем другое «му», когда скучает по старым хозяевам. Есть мычание, связанное с болезнью. Опытный ветврач по поведению и звукам определит проблему. 

Выбор пал на Витебскую академию ветеринарной медицины не случайно. Для семьи Морозовых этот вуз — настоящая альма-матер: «Там учились мои родители. Я в школе балдела от химии и биологии, но не сложилось поступить в технологический. Пошла на подготовительное отделение в Витебск и после никуда не захотела уезжать». По окончании учебы молодого специалиста определили на малую родину — в ОАО имени Скворцова и Майорова Стародорожского района. Спустя несколько лет пригласили в районную ветстанцию, откуда ушла в декретный отпуск. 

Через восемь месяцев после родов она уже подрабатывала в хозяйстве в родной деревне Горки. Позже в ОАО «Шапчицы-Агро» позвали главным ветврачом. 6 апреля исполнится ровно три года как директорствует ОАО «Уречский». У руля стала в тридцать один, бывают начинающие и младше. 

— Возраста для становления, чтобы стать руководителем, нет. Надо чуть-чуть здесь и здесь иметь, — Вероника Михайловна показывает на голову и сердце. 

Чем отличаются стили руководства: мужской и женский? Вероника Михайловна рассуждает:

— Женщины по природе своей действительно более эмоциональные, разговорчивые, но и осторожные. С другой стороны, именно эти качества помогают им справляться со многими рабочими задачами и обязанностями. Со стороны кажется, что «кіраваць» легко, на самом деле бывают бессонные ночи, переживания. Ведь у тебя в подчинении 156 работников, плюс ты в ответе за их семьи. Но я не считаю, что ко мне должно быть особое отношение, как к женщине, мы на равных с мужчинами. Так же должна признавать свои ошибки, столько же работать. 

Когда приходят к нам молодые специалисты, доходчиво объясняю, что суббота и воскресенье в сельском хозяйстве не выходные дни. Я к этому была готова — видела, как работает отец. Не представляю, как в выходной сидеть дома? У меня хозяйство, люди в поле и на ферме. Это же не кабинет, что закрыл на ключик и ушел. Я тоже должна вместе с ними быть.


ПРИНЯЛИ в коллективе молодую директрису сразу. Может, первое время механизаторы и строили глазки, но быстро «просекли», что не тот случай. Никто теперь не позволяет себе фамильярности, отношения, как к салаге.

— Это говорит о воспитанности наших людей, интеллигентности, если хотите, — уверена Вероника Михайловна. — Постоянно ощущаю мощную поддержку своего коллектива. Есть у меня пример женщины-руководителя — директор ООО «Профитагро» Стародорожского района Лимма Пархимович. Она по образованию тоже ветврач. Очень уважаю Лимму Владимировну. Недавно с ней общалась и просилась: «Приеду, чтобы вы еще раз меня натаскали». Она всегда ждет, но как выкроить время?.. 

С первых месяцев Вероника Морозова занялась самообразованием, изучала специализированную литературу. Постепенно вникла в экономику, растениеводство, механизацию. И в психологию с педагогикой. В коллективе семнадцать обязанных лиц. Это не просто проблема, а боль руководителя. Самое обидное, что втянул пьяный омут молодых и работящих — хотелось бы спасти, но не всегда получается. Одну все-таки вытащили вместе с председателем сельсовета. Доярка не пьет уже полтора года. Вдвоем ежедневно приходили к ней домой, отпаивали лекарствами, убедили закодироваться. Дали ей жилье, она сделала в квартире ремонт. Сейчас работает за двоих — у нее самая чистая по соматике группа. Ждет не дождется, когда отдадут назад на воспитание дочку. «Ради вас, Михайловна, готова на все, — всякий раз теперь повторяет доярка при встрече. — Никогда не подведу». Конечно, такие слова греют душу.

Поначалу не могла привыкнуть, что ты на виду, тебя обсуждают: с кем прошлась, кто приехал, что купила в магазине. Это как в песне: «От людей на деревне не спрятаться. Не сойтись, разойтись, не сосвататься в стороне от придирчивых глаз». На то и деревня, зато в трудную минуту помогут.

В своем небольшом кабинете, без длинного начальственного стола и дорогих аксессуаров, а с цветами в больших кадках, Вероника Михайловна не задерживается. Вместо обуви «на выход» натягивает сапоги, стоящие в шкафу — и вновь за руль. Приглашает нас с собой по фермам. С дороги замечаю желтые полоски песков и там же — озерца растаявшего снега. Слои с глиной удерживают воду. Глина здесь повсюду — не зря древний центр гончарства и родина горшкошлепов, как издавна называли местных мастеров. 

— Очень разная доросинская и уречская земля, — попутно комментирует директор. — Там болота, выработанные торфяники, здесь пески. Есть дальние поля, куда вообще не влезть. В позапрошлом году всем районом вытаскивали кукурузу. Вручную початки срезали. 

Приезжаем на строящийся комплекс. Нас директор высадила на сухой «остров» у нового клюшечника, а сама по разбитой техникой дороге отправилась к строителям. Когда благоустраивали агрогородок, не подумали положить возле фермы асфальт, и в весеннюю распутицу здесь без сапог не пробраться. Красная куртка мелькала по территории, ее хозяйка быстро обежала новостройку, узнала, что тормозит работу, и в машине своему подчиненному давала распоряжение срочно привезти материал для опалубки. 

Мы отправились дальше — к ферме, где идет реконструкция сорокалетнего строения. Для бычков вполне еще сгодится. В Уречье работает спиртзавод, откуда хозяйство берет барду. Когда-то вообще отходы текли с завода по трубам, но кормовые коммуникации пришли в негодность, да и здания тоже. Некоторые сносят из-за аварийного состояния, другим дают другую жизнь. Мясным животноводством есть смысл заниматься: в прямом смысле бычки растут на дрожжах. На откорме килограммовые среднесуточные привесы. 

Без строительства нет развития. Вероника Михайловна подтверждает избитый тезис примером из практики:

— Говядина у нас дешевая. Хозяйство постоянно занималось откормом бычков. Но стоит развивать и молочное направление. 760 коров на привязном содержании обслуживают как минимум 10 доярок, на комплексе с доильным залом три основных оператора справятся. Условия для работы совсем другие. Качество молока, как правило, повышается. В Крупениках делаем клюшечник для телок. В этом году поставим скот. В Доросино ввели два новых сарая. Строительство МТК, конечно, затянулось. Средства выделяют из областного и районного бюджетов, вкладываем собственные — все равно не хватает.

Реконструкция раза в два-полтора дешевле. Как сэкономить, обсудили вместе со специалистами районного УКСа. Дальше, заскочив в контору за договором, курс взяла на Любань. Надо успеть до конца рабочего дня на мясокомбинат, так что времени на переобувание не осталось.

— Не стесняетесь в город в сапогах? — спрашиваю. 

— А чего краснеть? Мы же деревенские.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter