Верный ход

Разговор с ведущим популярного ток–шоу «Ответный ход» (Первый канал) Александром Мартыненко
По легенде, жанр ток–шоу возник абсолютно случайно — будто бы во время одного из своих прямых эфиров знаменитый Фил Донахью вдруг понял, что у него закончились вопросы, и предложил микрофон одному из сидящих в студии: мол, давайте узнаем, что могли бы спросить у нашего гостя зрители... Возможность высказываться на равных со звездой и тем паче быть услышанным так понравилась публике, что за короткое время ток–шоу стали чрезвычайно популярны сначала в Америке, а после и везде. Правда, сейчас прежней аудитории такие программы почти нигде не собирают и местами уже поговаривают о скором закате этого жанра. А тем временем белорусское телевидение только входит во вкус, открывая одно ток–шоу за другим, — причем зрители не возражают, напротив, как свидетельствуют всевозможные исследования, наша аудитория предпочитает белорусские «разговорные программы» даже традиционно рейтинговому кинопоказу. А все потому, что здесь, как и в золотые времена Донахью, никого не лишают возможности быть услышанным, не делают ставку на скандальность, как это происходит в большинстве ток–шоу на других телеканалах. Программу Александра Мартыненко «Ответный ход» (Первый канал), например, по–прежнему смотрит каждый четвертый из сидящих по ту сторону экрана — за четыре месяца в эфире интерес к этому проекту ничуть не уменьшился. Определенно, есть повод для встречи с ведущим столь популярного ток–шоу. И не один — у Александра Ивановича, заместителя председателя Белтелерадиокомпании, всегда есть о чем спросить...

— Интересно, Александр Иванович, как вы чувствуете себя в роли ведущего ток–шоу, если учесть, что такого опыта у вас еще не было?

— Сложно. Чувствую себя учеником... Но я стараюсь быть хорошим учеником — пересматриваю каждую программу, запоминаю свои ошибки и стараюсь их больше не повторять. Не стыжусь об этом говорить, как не стыжусь выслушивать замечания коллег...

— В отличие от других ведущих ток–шоу вы всегда держитесь как будто в тени гостей студии...

— Это моя позиция — мне важнее выслушать всех героев программы, а не показать, какой я умный. К слову, психологи, работающие с нашими гостями перед эфиром, настраивают их не ждать, пока я предоставлю им слово, убеждают высказываться свободно и говорить именно то, что думают.

— Хватает ли метража вашей программе? Бывает, что остается ощущение, будто разговор оборвался на самом интересном месте?

— Метража хватает. Хотя чувство, что «не договорили», тоже иногда возникает. Есть темы, обсуждать которые можно сутками, и все равно каждый останется при своем и мы так и не придем к согласию, не найдем золотой середины. Не исключено, что такие темы наша программа будет поднимать неоднократно.

— А что вы будете обсуждать в ближайших выпусках «Ответного хода»?

— Собираемся поговорить о неженских видах спорта, о наших замечательных женщинах–спортсменках, которые занимаются и кикбоксингом, и сумо, и самбо, и тяжелой атлетикой... После обсудим работу за рубежом, борьбу с курением...

— А вот лично мне интересно, почему все так отчаянно ринулись в Интернет. Кстати, вы зарегистрированы на сайте «Одноклассники.ru», ведете ЖЖ?

— С бывшими одноклассниками предпочитаю общаться по телефону, а еще лучше — лично. Живой журнал, возможно, я и вел бы, но — некогда... Вообще, дефицит времени — сейчас проблема многих, на живое общение его, времени, часто не хватает, поэтому и становятся популярными проекты типа «одноклассников». Ну и, с другой стороны, интернет–общение ни к чему не обязывает. А кому–то Интернет интересен все еще как техническая новинка... И еще хочу сказать, что эта тема у нас уже в разработке, хотите — обсудим ее в прямом эфире?

— Возможно... Но сейчас я хочу переадресовать вам несколько вопросов наших читателей — уже как к заместителю председателя Белтелерадиокомпании. Сохраняя свой высокий рейтинг, «Ответный ход» привлекает на телеканал новых рекламодателей. В свою очередь, зрители (они же — читатели «СБ») интересуются, есть ли ограничения на количество рекламы в эфире. И проверяет ли кто–нибудь на нашем ТВ качество рекламируемых медицинских препаратов.

— Предельное количество рекламы ограничивается законодательством о рекламе. Белтелерадиокомпания — структура законопослушная, сама себя контролирует. Ну и качество медпрепаратов, которые рекламируют наши телеканалы, тестируется как минимум на их безвредность...

— При составлении программы телепередач учитываются пожелания зрителей?

— Стараемся учитывать максимально... Хотя выбрать «среднестатистическое» пожелание довольно сложно. Обычно наш аналитический центр изучает преобладающую аудиторию в определенные промежутки времени — и дальше изучаются уже желания этого большинства. Именно поэтому новые многосерийные фильмы в выходные дни в нашем эфире теперь можно смотреть целиком. Кстати, и российские телеканалы в последнее время часто поступают так же — потому что зрители одобряют такую форму кинопоказа.

— Можете назвать телепрограммы, которые интересны вам как зрителю?

— Вряд ли — я поглощаю все. Фактически вся моя жизнь проходит на фоне включенного телевизора, и на любом телеканале, в любой программе я всегда нахожу что–то интересное. К слову, очень люблю смотреть рекламу. Оценивать ее с точки зрения эстетики, креатива... Часто это ведь настоящее искусство — умудриться за несколько секунд убедительно рассказать о товаре или услуге.

— Да уж, телезритель вы нестандартный. Большинство рекламу способно только ругать...

— Но не стоит забывать, что на деньги от рекламы наши телеканалы покупают все, что не производят сами, — фильмы, сериалы, концерты зарубежных звезд... Все это очень недешево стоит.

— А что еще «за кадром» у Александра Мартыненко, помимо круглосуточно включенного телевизора?

— Люблю всевозможный спорт — боксом занимаюсь, плаваю, хожу на лыжах, обожаю лошадей...

— Значит, лучший вариант отдыха для вас — конная прогулка?

— Уединение. И еще, пожалуй, выключенный телевизор. Потому что, как только я щелкаю пультом, сразу начинаю сравнивать, анализировать, думать над новыми проектами... У нас же сейчас подготовка к новому телесезону в самом разгаре! Но об этом мы лучше поговорим с вами летом...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter