Каким мог быть Гомель, если бы не войны?

Вернуться в город, которого нет

Во время Великой Отечественной войны было уничтожено более 80 процентов строений областного центра. Многие из них так и не восстановили. Собранный по крупицам исторический материал и представленный в музейных экспозициях дает возможность увидеть город над Сожем в неизвестном ракурсе.

Заведующая Гомельским филиалом Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Р. Шклярова Мария Ганькина с макетом пожарного депо.
Фото автора

Макеты из архивов

Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций (и его гомельский филиал) уже не первый год занимается архитектурными исследованиями. Сотрудником музея Андреем Скиданом совместно с краеведами и историками Гомельщины была проведена основательная работа в архивах Москвы и Вильнюса. Результат общих усилий, действительно, оказался весьма плодотворен: были найдены уникальные материалы второй половины XIX — начала XX века. Вот что рассказала заведующая гомельским филиалом музея Мария Ганькина:

— Даже центр Гомеля имел большую деревянную застройку, это особенность города, которая фактически не сохранилась. Поэтому в экспозиции сосуществуют фрагменты архитектурной резьбы, столетние деревянные кружева и красочные обои. Но главное – это документы, фото и макеты. Исчезнувшие здания пожарного депо, цирка, гостиницы «Савой». Вот интересный макет городской Бани № 1, здание сохранилось, и там до сих пор баня, но внешне узнать его теперь непросто.

Довоенное фото площади Ленина Александра Артвея, ни одного объекта не сохранилось.

Конечно, в основном эти строения известного белорусского архитектора Станислава Шабуневского. По документам, которых после гражданской и двух мировых войн осталось крайне мало, а также по «художественному почерку» гомельским историкам (для этого понадобился не один год) удалось установить 23 сохранившихся здания Шабуневского, также собраны сведения о еще двух десятках построек, которые не дожили до наших дней. 

Прошлое смотрит с фото

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, сейчас эта постройка стала частью католического костела.

Сенсацией стала коллекция американского фотографа Александра Артвея (часть ее сейчас выставлена во дворце Румянцевых и Паскевичей). Историки Евгений Маликов и Юрий Панков обнаружили, что в Филадельфии расположен Архив Александра Артвея. Там около 200 снимков довоенного Гомеля. Их автор родился 1903 году в городе над Сожем. Здесь же прошли его детство и юность. После революции Александр вместе с братом Сергеем оставил малую родину. Затем были несколько лет скитаний по Европе — Белград, Прага, Париж. В 1922-м приехал в США. Появилось у него и любимое хобби — фотография. Снимал на фотоаппарат не только свою жизнь, но и архитектуру Нью-Йорка, а также стран, которые посещал, будучи моряком. Уже как гражданин Соединенных Штатов в 1929 году отправился к своим родным, раскрывает прошлое научный сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Юрий Панков

— Гомель он посещал несколько раз, последний в 1937 году. Из каждой поездки — новые фото, уникальные для наших дней. В СССР в то время действовал целый ряд административных мер, ограничивавших возможность производить свободную фотосъемку, в том числе и городских объектов. Именно поэтому у нас сейчас чрезвычайно мало видов довоенного Гомеля, в основном это фотоработы журналистов. Американскому гражданину, приехавшему на короткий период в СССР, по невыясненным причинам удалось обойти запреты. Уникальность изображениям придает то, что многие объекты тех лет сегодня для нас малознакомы. Часто ли можно увидеть фотографии, где на площади Ленина гармонично стоят католический костел, пожарная каланча и первый памятник вождю мирового пролетариата в городе? Ничего из этих объектов до наших дней не дошло, так же как Преображенская церковь и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. А кто помнит, как выглядели улицы Минская и Кладбищенская, которых более 70 лет уже нет на планах города? 

Главный архитектор и его творения

Сегодня изысканные постройки Станислава Шабуневского — визитная карточка областного центра. В конце позапрошлого века он начал перестраивать город над Сожем. Его путевка в жизнь — проект здания классической мужской гимназии (теперь это Белорусский государственный университет транспорта — гордость железнодорожников всей страны). Конкурс среди архитекторов объявила городская дума. Предложение младшего инженера Либаво-Роменской железной дороги Станислава Шабуневского победило. В те годы выпускник Петербургского института гражданских инженеров был направлен в Гомель по распределению. С 1897 года он уже главный архитектор города, а потом — губернии и округа. 

В  числе его работ  — здания Орловского и  Виленского коммерческих банков, жилой дом врача Александрова, доходный дом купца Захарьина, дом городского головы Грошикова, земской больницы  — они сохранились до  наших дней. С 1906 года Станислав Шабуневский принимал активное участие и в инженерном благоустройстве Гомеля — входил в  состав комиссии по созданию местного водопровода, вносил предложения по  прокладке его первой очереди.

Этот известный архитектор не только творил в Гомеле, но и был уроженцем здешних мест. Появился на свет в селе Скородное бывшего Мозырского уезда (сейчас Ельский район). Происходил из старинного шляхетского рода. Отец служил почтмейстером, семья жила также в Пинске, Слуцке, Бобруйске.
Сегодня Шабуневский и его творчество — это не только образцы монументального искусства, но и тема для туристического маршрута. Городские экскурсии по его творчеству постоянно проводят местные историки. В 2018 году ему посмертно присвоено звание «Почетный гражданин Гомеля»
Здание бывшего Орловского банка. Бывший дом врача Александрова.
 Дом купца Грошикова.

В 1931 году Станислав Данилович был арестован и обвинен в троцкистском заговоре. Приговор — 10 лет лишения свободы. Срок отбывал на Беломорканале в городе Кемь. Там же в 1937 году в возрасте 71 года его не стало. В 1989-м прокуратурой БССР он был реабилитирован. Наследников в Гомеле у него не осталось. Первая семья после революции эмигрировала на Запад. Вторая супруга скончалась в Гомеле, дочь погибла в Москве во время Второй мировой войны. 

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter