Вернуться назад, чтобы идти вперед

Об инновациях

Историки и политики продолжают дискутировать о том, что было в СССР хорошо и что не очень. Но есть факт, который никто не оспаривает. Он таков: в Белоруссии, которая была — формально и фактически — «сборочным цехом» огромной страны, производилось только самое лучшее.


Не в том смысле, что лучшее в мире. Хотя я своими глазами видел радиоприемник «Океан» (его делал минский «Горизонт») в кадрах французского кино. Хотя именно в Белоруссию (в Вилейку, если быть точным) было передано из Красногорска производство знаменитого фотоаппарата «Зенит», который в свое время покупал почти каждый интурист. По соотношению цена — качество он превосходил даже японские камеры тех лет.


Сейчас бы сказали, что каждый из этих товаров был хитом продаж. Уже эти примеры многое говорят о состоятельности промышленности БССР. Прежде всего ее технологий. Хороший товар можно произвести только из современных материалов, на передовом оборудовании. А ведь были еще (и пока остаются) такие «хиты», как телевизоры, холодильники и, разумеется, тракторы, МАЗы и БелАЗы...


Если кто–то ностальгирует по тем временам, как безвозвратно ушедшим, могу отчасти утешить. На последнем заседании коллегии Комитета государственного контроля прозвучало соображение: Беларусь должна вернуть утраченные позиции. Все, что у нас производится, должно быть лучшим, по крайней мере, на постсоветском пространстве.


Это соображение прозвучало в финальной части коллегии. Она рассмотрела итоги проверки, которой подверглись три крупных министерства (Минпром, Минтранс, Минстройархитектуры) на предмет эффективного использования бюджетных средств, выделенных на исследовательские и опытно–конструкторские работы. Иначе говоря — на инновации, которые и делают промышленный продукт конкурентным.


На первый взгляд итоги проверки не дали повода для оптимизма. Атмосфера коллегии была, как это и принято, критической. Сумма бюджетных средств, израсходованных неэффективно, малоэффективно либо просто впустую, оценена в 6,7 млрд. рублей. Еще 5,4 млрд. потрачены с нарушениями законодательства.


Что это за неэффективность и откуда набежали суммы, показывают примеры. В 2010 году была разработана технология изготовления пневмошин для оказания неотложной медицинской помощи. Минпром потратил на нее 260 млн. рублей. Ожидалось, что в 2011 году будет выпущено 2 тысячи комплектов. Но оказалось, что новый продукт никому не нужен...


Минтранс должен был в декабре 2010 года начать серийный выпуск... беспилотных летательных аппаратов, разработка которых съела 662 млн. рублей. Выяснилось, однако, что в стране отсутствует (ни за что не догадаетесь!)... нормативно–правовая база, регламентирующая полеты экспериментальной авиации. Пинский завод «Кузлитмаш» не сумел вовремя освоить выпуск прессов, а «Гомсельмаш» — свеклоуборочных комбайнов, которые разрабатывал с 2005 года. Первая модель была неудачной, сделали вторую. Она существует в единственном экземпляре, работает в одном из СПК и стоит около 400 тыс. евро.


Нужно выпустить еще опытную партию, испытать ее, подготовить и отладить производство... А рынок предлагает давно проверенные иностранные комбайны, причем дешевле, за 300 тысяч евро. Их и покупают наши аграрии.


Повод для пессимизма? Отнюдь. Председатель КГК Александр Якобсон напомнил, что и зерноуборочные комбайны «Гомсельмаша» еще в 2005 году мало кто хотел брать. Именно он, тогда в должности председателя облисполкома, был в числе немногих руководителей, кто настаивал их покупать, применять и одновременно совершенствовать. Итог: сейчас комбайны экспортируются, поскольку конкурентны на внешнем рынке. Это, заметил А.Якобсон, исключительно вопрос воли.


Желаете убедительный пример инновации безусловной, по самым высоким меркам? Извольте: Минский тракторный завод испытывает модель с полуавтоматической коробкой передач. У конкурентов таких нет.


Скептики заявленным намерениям (выйти в лидеры по инновациям), конечно, найдутся. Но оптимисты, которых, надеюсь, большинство, заметят следующее. Во–первых, в стране налицо та самая воля. За 3 года из бюджета направлено на инновации 670 млрд. рублей — без учета специальных фондов. Во–вторых, сохранена управляемость. Пусть не сиюминутно, как котировки «голубых фишек» на мировых биржах, но ситуация системно отслеживается. Коллегия — одно из доказательств. Внешнеторговое сальдо, к примеру, Минпрома положительно, и оно растет: 2010 год — 1,7 млрд. долларов, 2011–й — 2,6 млрд., в 2012–м ожидается 3,16 млрд.


Наконец, главный аргумент и вопрос скептикам: много вы знаете стран, способных производить и крупнейшие в мире самосвалы, и «беспилотники»?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter