Возможно ли найти пропавшую в годы войны коллекцию картин знаменитого живописца и педагога Юрия Пэна?

Вернуть нельзя потерять

От редакции: С момента открытия в июне 1939-го и по июнь 1941 года «Советская Белоруссия» пять раз освещала деятельность картинной галереи им. Ю.М.Пэна, поскольку интерес к творчеству патриарха белорусских мастеров кисти был огромен. Достаточно сказать, что за это время галерею посетило свыше 35 тысяч человек. В последней предвоенной заметке, опубликованной в газете за 13 июня 1941 года, отмечалось: «Мало найдется витеблян, не побывавших в галерее. И сейчас на выставке они с волнением рассматривают известные полотна Пэна «Развод», «Последняя суббота», «Хохот смерти» и другие. Всего на выставке представлено свыше 100 произведений».

Прошли десятилетия. Сегодня выявляются все новые факты геноцида народа Беларуси, совершенного фашистскими варварами в годы войны. Убиты миллионы людей, разрушены тысячи городов и деревень, разграблены либо уничтожены уникальные произведения искусства. Исчезновение значительной части работ Ю.Пэна – лишь одна из многочисленных, но весьма красноречивых трагедий, связанных с фашистской агрессией.

В августе прошлого года в «СБ. Беларусь сегодня» было опубликовано интервью с известным витебским юристом, бывшим заместителем прокурора области Игорем Богачевым о таинственном исчезновении в годы Великой Отечественной войны более 600 произведений из картинной галереи им. Ю.М.Пэна. Учитывая общественный интерес к этой теме, наши журналисты продолжают следить за поисками пропавших полотен, представляющих безусловную художественную ценность для Беларуси.

- Игорь Николаевич, насколько ближе стала разгадка пэновского кроссворда?

- Искать коллекцию через столь значительное время очень непростое занятие, тем более, что география поисков довольно обширна – она включает многочисленные архивные и иные учреждения Витебска, Минска, Москвы, Саратова и других городов. Многое приходится делать с самого начала, поскольку всеобъемлющие поисковые мероприятия ранее не велись. Отрадно, что после прошлогодней публикации к выяснению обстоятельств пропажи подключились сотрудники Министерства культуры и других организаций, что позволяет охватить более широкий круг субъектов, обладающих ценной информацией. Должен отметить весьма заинтересованное и доброжелательное отношение к нашей проблеме генерального директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, генерального директора Саратовского государственного художественного музея им. А.Н.Радищева Людмилы Калининой, директора государственного архива новейшей истории Саратовской области Анатолия Герасимова и других специалистов. 

Настоящие профессионалы прекрасно понимают художественную и материальную ценность пропавшей коллекции, поэтому постарались максимально помочь в розыске архивных документов. Тем более, что исчезли не только полотна Пэна, но и хранившиеся в галерее работы Шагала, Клевера, Виноградова, Шульмана, Ладина и других художников.

- До сих пор нет единого мнения о количестве утраченных картин, что обусловлено спешной эвакуацией в июле 1941 года части пэновской коллекции в Саратов и отсутствием ряда документов того периода. Удалось ли установить новые обстоятельства хранения и реэвакуации картин?

- Для начала давайте постараемся ответить на вопрос, сколько художественных произведений находилось в галерее Ю.М.Пэна накануне Великой Отечественной войны. В Государственном архиве Витебской области сохранился акт от 29-31 мая 1939 года, в соответствии с которым в галерею были переданы 793 картины, до этого хранившиеся в местном историческом музее. Согласно довоенным газетным публикациям, к началу 1941 года в галерее имелось уже 830 художественных произведений.

До оккупации Витебска войсками вермахта часть работ Ю.Пэна, а также Я.Кругера и Л.Альперовича (находившиеся в это время на выставке в галерее) удалось вывести в тыл и разместить в бомбоубежище Саратовского художественного музея. После войны они реэвакуированы на родину. Ранее бытовало мнение, что спасенные картины были возвращены одномоментно по решению исполкома Витебского областного Совета депутатов трудящихся в июне 1946 года. С этой целью в Саратов командировался начальник областного отдела искусств Самсон Хазан, который по специальной доверенности получил 195 работ и два ковра. В то же время, еще в начале 1944 года из вывезенных в тыл витебских работ – 37 (по другим данным 36) делегировались в Третьяковскую галерею на выставку, посвященную 25-летию БССР. При этом считалось, что они были возвращены обратно в Саратов и затем переданы С.Хазану вместе с другими полотнами. Но это не так. Исходя из обнаруженных на сегодняшний день документов, можно уверенно утверждать, что возвращение в Беларусь эвакуированных произведений проходило в три этапа.

Первая партия, состоящая из тех самых 37 картин (по другим данным - 36), оказалась в Минске во второй половине 1944 года после окончания московской выставки. Дело в том, что в освобожденной белорусской столице решили срочно провести демонстрацию картин наших художников, основу которой составили работы с экспозиции, посвященной 25-летию БССР, куда входили и витебские полотна. В дальнейшем они остались в Государственной картинной галерее БССР.

Вторую, основную, партию картин (195 работ) в июне 1946 года привез в Витебск начальник областного отдела искусств С.Хазан, которому тогда по неизвестной причине не передали 7 произведений Ю.Пэна и Л.Альперовича, оставшихся в Радищевском музее. Лишь в августе 1947 года через научную сотрудницу музея П.Хасину они были отправлены в Москву, а затем поступили в Беларусь. Таким образом, в Саратове хранилось не менее 239 привезенных из Витебска картин, из которых 197 принадлежали галерее и 42, (работы Я.Кругера и Л.Альперовича) - другим музеям.

- Получается, что в результате фашистской агрессии из фондов галереи исчезло порядка 630 картин. Какие из них представляют особую ценность?

- Все. Это наша история, наше самобытное художественное полотно, которое соткано из множества произведений искусства, включая работы Юрия Пэна. Можно лишь напомнить, что исчезли его картины «После забастовки в 1905 году», «Завод Метпром», «Сестра милосердия», «Женщина у лестницы», «Дворник выгоняет нищую», «Мать с ребенком», «Адам и Ева», «Летчик», «Гимназист за мольбертом» и многие другие. Не обнаружены многочисленные портреты, включая портреты художников С.Юдовина, Л.Зевина, Е.Минина, скульптора А.Мещанинова, писателя А.Исбаха, музыканта Б.Пальчика, скрипача Б.Сибора, актера И.Мозжухина, доктора С.Хейна, виолончелиста Г.Вельтмана и других.


Любителям живописи хорошо известен портрет Марка Шагала кисти Юрия Пэна, хранящийся сегодня в Национальном художественном музее Республики Беларусь (холст на ДВП, масло, 56,2х40,5 см.). Однако исходя из списка картин, находившихся в запаснике картинной галереи им. Ю.Пэна, имелся еще один пэновский портрет Марка Шагала, размер которого составлял 69х49 см. К сожалению, эта работа также разделила печальную участь пропавших полотен. По мнению известного витебского историка Валерия Шишанова, изображение этого портрета можно увидеть на втором плане в интерьере картин Пэна «Завтрак» и «Автопортрет в шляпе». Также исчез акварельный портрет самого Пэна работы Шагала.


Кстати, обращает на себя внимание тот факт, что пропали практически все пэновские «ню», а ведь это около 30 витебских красавиц, которых неженатому Пэна удалось уговорить сохранить свой неповторимый шарм на холсте.

Что касается стоимости произведений Юрия Пэна, то недавно на одном из аукционов в России его работа «Портрет старого еврея» («Портрет старика с бородой»), холст, масло, 75,8х62,8 см., была выставлена за 31270 долларов США. И это только стартовая цена. Можно себе представить, сколько стоит вся пропавшая коллекция. Но дело, безусловно, не в деньгах. Живописная история белорусского Придвинья, застывшая в красках витебского подвижника, бесценна.

- В 2012 году одно из минских изданий выпустило книгу «Казимир Малевич. Восхождение на крест судьбы». Ее автор Игорь Малевич утверждал, что за несколько дней до захвата фашистами Витебска на небольшой аэродром возле пригородного поселка Тулово приземлился специальный немецкий отряд Ahnenerbe («Наследие предков») – тайной организации, которая по всей оккупированной Европе выискивала и бесцеремонно изымала документы, связанные со сверхъестественными явлениями, а также лучшие образцы живописи. Десантники беспрепятственно зашли в город, нашли в местном музее архив и остатки эскизов супрематистских работ Казимира Малевича, упаковали их в герметичные ящики и вывезли на двух самолетах в Германию. Насколько правдива эта история и мог ли данный десант одновременно забрать картины из галереи Ю.Пэна?

- В этой книге автор дважды возвращается к указанному эпизоду, ссылаясь на рассказ витебского рыбака, который якобы все видел своими глазами. Со слов очевидца, немецкий десант высадился из двух блестящих самолетов, причем на форме солдат отсутствовали знаки различия. Пешком ушли в Витебск, где в музее, угрожая убийством единственной оставшейся работнице, забрали документы и ушли. При этом застрелили одного еврейского мальчика, который спрятал под рубашку какой-то рисунок. Огромные ящики с трудом загрузили в самолеты, затем выбросили камуфляжную форму, консервы и даже оружие. Явно торопились. Их ничего не интересовало, кроме сохранившихся бумаг, записей и рисунков Казимира Малевича. По мнению автора книги, тот, кто понимал ценность забытого витебского архива, стремился навсегда сохранить его где-нибудь в уругвайских и аргентинских банках или запасниках европейских музеев.

Насколько данный рассказ соответствует действительности, судить сложно. К сожалению, Игорь Малевич не сослался на какие-либо архивные документы, которые подтверждали бы эту версию. Ничего не говорится в книге и о полотнах из коллекции Юрия Пэна. Поэтому делать выводы невозможно. Но то, что специальные подразделения существовали (и не только Ahnenerbe) и с их помощью фашисты разграбили сотни музеев в оккупированных странах - это печальный исторический факт.

- Сложно поверить, что исчезнувшие картины можно обнаружить по прошествии стольких лет.

- Если исходить из того, что оставленные в Витебске работы повторили судьбу многочисленных художественных произведений, вывезенных гитлеровцами из Государственной картинной галереи БССР и других музеев, то искать пэновскую коллекцию следует в тех странах, где прятались похищенные ценности.

 Для возвращения картин имеются правовые механизмы, которые известны специалистам. Но существует одна проблема. До настоящего времени исследователями творчества Юрия Пэна не обнаружено юридического документа (акта), устанавливающего факт пропажи в годы оккупации более 600 полотен из витебской коллекции. 

Такой документ должен был появиться в конце 40 – начале 50 годов прошлого столетия, но, похоже, он не составлялся. Получается, что картины, принадлежащие государству, исчезли, об этом всем известно, но юридически это не зафиксировано. Понятно, что без такого документа доказать факт принадлежности исчезнувших картин Республике Беларусь будет весьма проблематично. Поэтому следует предпринять меры к составлению такого акта, где указать наименование утраченных работ и их основные параметры. Ранее мною вносились предложения по подготовке этого документа, но сотрудники Министерства культуры сообщили, что оформить его невозможно, поскольку в акте о передаче картин пэновской галерее от 29-31 мая 1939 года указаны только наименования работ без их размеров и других индивидуальных признаков.

- Но ведь без документального подтверждения принадлежности пэновского наследия Республике Беларусь вернуть коллекцию будет невозможно?

- К счастью, в Витебском областном краеведческом музее удалось обнаружить ряд архивных материалов, которые, на мой взгляд, позволяют решить возникшую проблему. Речь идет о двух списках картин, находившихся в экспозиции и запаснике картинной галереи им. Ю.Пэна, составленных, скорее всего, в 1940 году научным сотрудником галереи Е.Сумник. Также сохранился подготовленный ею материал о жизни и творчестве художника. Из первого списка следует, что в основной экспозиции размещалось 119 работ, в том числе хорошо известные «Развод», «Часовщик», «Девушка с брошкой», «Сват», «Булочник-хлебопек», «Последняя суббота», «Швея», «Глезерман с муфтой» и другие. Согласно второму списку, в запаснике картинной галерее хранилось 707 произведений. Таким образом, в фондах галереи на тот момент имелось 826 полотен, что почти совпадает с количеством картин, упоминавшихся в довоенных средствах массовой информации. Вполне возможно, что ко 2 марта 1941 года, когда одна из заметок о деятельности галерее была напечатана в «Советской Белоруссии», их стало 830. 

Но самое главное, в найденных списках наряду с названиями картин указаны их авторы, конкретные размеры работ, техника исполнения и периоды написания произведений, что дает основание подготовить юридически значимый документ об исчезновении в годы войны свыше 600 произведений из пэновской коллекции и принадлежности их Республике Беларусь.

- Значит, такой документ будет скоро составлен?

- К сожалению, возникли новые препятствия. Теперь, по мнению отдельных работников Министерства культуры, в связи с отсутствием правопреемников картинной галереи им. Ю.Пэна для составления акта недостачи произведений в этом учреждении с 1941 года в настоящее время не имеется правовых оснований. Однако хорошо известно, что указанная коллекция в юридическом смысле не являлась собственностью галереи. Собственником картин и другого имущества было государство – Белорусская Советская Социалистическая Республика, правопреемником которого является Республика Беларусь. Поэтому Министерство культуры как ведущий государственный орган управления в этой сфере и должно с учетом конкретных исторических обстоятельств зафиксировать факт пропажи картин и безусловную принадлежность их нашему государству. Сегодня главное – это составить документ (акт, список, сличительную ведомость), в котором четко и однозначно обозначить право собственности Республики Беларусь на конкретные произведения искусства, находившиеся в пэновской галерее и утраченные в результате фашистской агрессии.

Что касается поиска картин, то, по сообщению Министерства культуры, в мае текущего года создана рабочая группа по изучению обстоятельств исчезновения в годы Великой Отечественной войны картин белорусских художников (включая Ю.Пэна, Л.Альперовича, Я.Кругера) и вовлечению архивной и иной ранее не опубликованной информации в научный и культурный оборот. В состав указанной рабочей группы вошли квалифицированные специалисты и эксперты из 13 организаций научного, архивного и искусствоведческого профиля. За последнее время из различных учреждений получено более 120 единиц архивных документов, в том числе материалы 1943 – 1946 гдов, из Министерства культуры Российской Федерации. Работа в этом направлении продолжается.

Хочется верить, что, несмотря на все катаклизмы разрушительной войны, судьба сохранила для нас живописное наследие скромного витебского художника, привыкшего завтракать белорусской картошкой с куском черного ржаного хлеба.

Ольга ДАВЫДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter