Поучаствовали в рейде по неблагополучным семьям Минского района

«Верните мне ребенка — исправлюсь!»

Каждый ребенок имеет право на счастливое и беззаботное детство. До 18-летия родители несут ответственность за его жизнь и здоровье. Однако далеко не все серьезно относятся к родительским обязанностям. Причин тому немало: алкогольная зависимость, неблагополучный социальный опыт, семейные конфликты, безработица, недостаток образования. Корреспондент «Р» разбиралась, в каких случаях в дела семейные приходится вмешиваться представителям государства, чтобы защитить интересы детей.

«Последнее китайское предупреждение»

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Ученик начальной школы Юра К. (имена изменены. — Прим. авт.) может попасть под опеку государства из-за поведения 39-летней матери, которая ведет себя недостойно: злоупотребляет алкоголем, водит в дом незнакомых мужчин, устраивает пьянки. В школе педагоги обратили внимание на неуспеваемость мальчика, его нецензурные выражения в кругу сверстников и агрессивное поведение.

С февраля Юра находится в социально опасном положении. У Ирины двое детей. В ходе беседы выясняется, что женщина, к сожалению, сама росла без родительской любви — в интернате. Может, из-за отсутствия примера, какой должна быть настоящая семья, и возникли проблемы в ее жизни? Но на этот многоплановый вопрос могут ответить разве что она сама и психологи. Сейчас старший ребенок Ирины проживает с ее первым мужем, а Юру воспитывает одна. Биологический отец не желает участвовать в жизни мальчика.

Во время визита в начале учебного года представители школы не застали Ирину. Восьмилетний Юра находился дома в сомнительной компании подвыпивших людей. Однозначно, мальчик оказался в опасной ситуации. На заседании КДН Минского района взволнованная мать опускает глаза, нервно теребит платок, заверяет присутствующих, что «вечеринок» больше устраивать не будет. Ее пришла поддержать бывшая свекровь. Она просит не забирать Юру в приют, а дать шанс его маме, пытающейся наладить личную жизнь, исправиться:

— Посмотрите, Ирина не похожа на алкоголичку. До заседания мне призналась, что не выдержит такого удара, если у нее заберут ребенка. Ну да, есть у нее долги за коммунальные услуги, но она работает в больнице санитаркой, зарплата маленькая. Погасит задолженность, обещала пролечиться…

Женщина принесла положительную характеристику с места работы. Бабушка Юры обещает контролировать ситуацию, будет им заниматься до тех пор, пока бывшая невестка не возьмется за ум.

Лилия Янковская, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Минского райисполкома, наблюдает за подобными жизненными драмами регулярно. Более 30 лет работает в этой непростой сфере, но каждый случай — отдельная история, в которую надо тщательно вникнуть.

— В стране создан механизм выявления фактов нарушения прав детей с целью их защиты, а также предотвращения ситуаций социально опасного положения. Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года установил дополнительные меры по государственной защите детей в неблагополучных семьях, а постановление Совмина № 22 от 15 января 2019 года детализировало процедуру выявления ребенка в СОП. В последние годы заметила такую особенность, — отмечает Лилия Янковская. — В воспитание несовершеннолетних активно включается старшее поколение. Пенсионеры берут на себя родительские функции и «тянут» внуков, пока родители занимаются своей жизнью. Статистика такова: 80 процентов родителей, которых коснулся 18-й Декрет, больны зависимостями. Отмечу, что современные «сироты» при живых родителях могут быть накормлены, одеты и обуты, жить в комфорте. Но растят их бабушки-дедушки, а маму-то никем не заменишь. В школе о безучастности родителей в жизни таких детей могут долгое время не знать.

Три критерия неблагополучия

«Верните ребенка, я исправлюсь!» — обещают практически все, у кого забрали детей после пьянок. Мотивации у таких личностей, как правило, две. Первая: оба родителя на самом деле одумались, потому что срабатывает страх потерять ребенка. Вторая — другого рода. Инфантильного родителя заставили работать, а он всю жизнь жаловался, обвинял окружающих в своих бедах. Основной мотив такого человека — не платить за содержание ребенка. Специалисты работают полгода-год с ним, лечат от алкоголизма, пытаются договориться с его родней взять детей под опеку. На время восстановления родителя ребенок находится в социально-педагогическом центре. А когда повторно замечена реальная угроза его жизни, переводят в интернат.

Специалист комиссии по делам несовершеннолетних акцентирует, что Декрет № 18 дал положительную тенденцию по раннему выявлению неблагополучия в семьях. Он повысил ответственность родителей, о чем говорит высокий процент возврата детей в родные семьи. Десять лет назад детей, состоявших на учете в СОП, и родителей, лишенных прав, было гораздо больше. По словам Лилии Янковской, во многом это заслуга неравнодушных работников учреждений образования и здравоохранения, милиции, других государственных служб. За десятилетие число несовершеннолетних в социально опасном положении сократилось только в одном Минском районе в четыре раза.

— Ранее картина неблагополучия складывалась из десяти критериев, а сегодня она формируется из трех: неудовлетворение жизненных потребностей ребенка, недостаточный родительский надзор за его поведением и образом жизни и, как следствие, административные правонарушения и преступления детей (мелкие кражи и другое), аморальный образ жизни родителей (вредное воздействие, жестокое обращение, угроза жизни и вред здоровью ребенка), — обратила внимание эксперт.

Но если, например, родитель потерял работу или заболел, попал в какую-то непростую жизненную ситуацию, то сегодня это не является поводом для постановки ребенка в СОП. Или в семье разворачивается конфликт на фоне бракоразводного процесса... Если разобраться, то ситуация поправима: работу можно найти, при разводе пара способна договориться о порядке общения с ребенком.

Жизнь с нового листа

Это лето дети Анны провели вне дома. Они находились в Минском районном социально-педагогическом центре в Ждановичах, в то время как их мама восстанавливалась от алкогольной зависимости, переосмысливала свое поведение. С начала учебного года ребята возвращены родителям, ходят в школу, активно посещают различные секции. Школа постоянно наблюдает за их развитием и микроклиматом в семье.

Анна уже привыкла к частым визитам педагогов. В разговоре со мной она неохотно называет причину, по которой ее детишки были несколько месяцев в СПЦ. Заверяет, что такого в ее жизни больше не повторится:

— Сына и дочь никому не отдам. Детство у меня непростое: мама выпивала, потом и сама связалась с плохой компанией — поплыла, как говорят, по течению... В общем, сама виновата. Как только появлялись деньги, будто что-то накрывало: покупала пиво и напитки покрепче. Потеряла работу. Когда мне сказали, что детей заберут (их и забрали на пять месяцев) и у меня есть определенный срок для раздумий и исправления, мое сердце чуть не выпрыгнуло от стыда. Поняла, что могу их навсегда потерять и обидеть.

Жизнь этой семьи не пошла под откос: Анна устроилась продавцом в магазин в агрогородке под Минском, муж занят сезонными подработками на стройках. Пара начала выкарабкиваться из неблагополучия, сейчас ремонтирует частный дом под Минском. Все меняется, когда перестаешь быть эгоистом и вовремя говоришь «нет» вредным привычкам.

К счастью, ребята (пятиклассница Галина и шестиклассник Иван) восприняли свое временное пребывание в СПЦ относительно легко — как отдых в летнем лагере. Во время нашего визита они возвращаются из школы, играют с котятами, бегающими по двору, берут их на руки. Завидев фотоаппарат, дети позируют и улыбаются: «Мы — дружная семья». Анна присоединилась к фотосессии, и по ее глазам видно, что она больше своих родных не подведет.

ЗАЩИТИТЬ  ПРАВА  ДЕТЕЙ

В главном управлении по образованию Мин­облисполкома рассказали, что серьезная межведомственная работа, мероприятия по предотвращению социального неблагополучия позволили достичь положительных результатов за девять месяцев.

Например, в Минской области отсутствует повторное признание детей, находящихся в социально опасном положении. По итогам третьего квартала 2020 года снято 55 детей с учета нуждающихся в государственной защите в связи с решениями комиссий по делам несовершеннолетних о возвращении детей в биологическую семью. Показатель возврата детей в родные семьи за девять месяцев текущего года в области — свыше 56 процентов.

Уменьшилось число родителей, лишенных родительских прав. Если в 2018 году родителей, восстановленных в правах, было 16, то в 2019-м — 22. В 2020-м 14 несовершеннолетних вновь обрели родителей. В третьем квартале по сравнению со вторым количество детей в СОП снизилось на 1,6 процента.

В рейдах по Минщине специалисты посетили 3458 семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, из них 1798 семей, дети в которых находятся в СОП, 731 семью, где родители совершают правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, 382 семьи лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей.

Осенью заместители руководителей, педагоги социальных учреждений профессионального образования и детских интернатов встречались на тематическом форуме по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На базе «SOS — детская деревня Боровляны» для педагогов СПЦ области провели семинар «Кейс-менеджмент при сопровождении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

КОМПЕТЕНТНО

Лилия Янковская, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Минского райисполкома, привела такие цифры:

— В Минском районе в банке данных детей СОП состоят 132 ребенка из 69 семей. Координационным советом райисполкома в течение девяти месяцев 2020 года признано 229 детей СОП из 117 семей. Наибольшее количество ребят проживает на территории Боровлянского, Колодищанского, Новодворского и Сеницкого сельсоветов. Благодаря профилактической работе всех заинтересованных служб удалось снять с учета СОП в этом году 194 ребенка из 102 семей и возвратить 15 из 26 детей со статусом нуждающихся в госзащите.

В рамках республиканской акции «Семья без насилия» своевременно выявляются правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Из УВД райисполкома поступило 312 сигналов о семейно-бытовых конфликтах, в которых страдают дети.

Дела 40 неблагополучных семей тщательно рассматривались на заседаниях КДН Минского района. В результате 24 родителя привлекли к административной ответственности, семь лишены родительских прав, а у 20 человек отобраны дети и признаны нуждающимися в госзащите. Всего в районе более 520 детей, расходы на содержание которых подлежат возмещению со стороны горе-родителей.

Наблюдается положительная динамика роста такого показателя, как возмещение расходов обязанными лицами: за десять месяцев 23 родителя полностью погасили долг на содержание детей. Сегодня на профилактическом учете в ИДН УВД райисполкома состоит 194 человека, и почти все (98 процентов) трудоустроены. Следует также отметить, что этом году фактов повторного признания детей в СОП не наблюдалось.

shimuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter