Верховный Суд вынес приговор

Вчера председательствующий на процессе по делу о терроризме первый заместитель Председателя Верховного Суда Александр Федорцов огласил приговор. Коновалову и Ковалеву назначена исключительная мера наказания — расстрел.

Вчера председательствующий на процессе по делу о терроризме первый заместитель Председателя Верховного Суда Александр Федорцов огласил приговор. Коновалову и Ковалеву назначена исключительная мера наказания - расстрел.


Огромный актовый зал Дома правосудия практически полностью заполнен потерпевшими. Освещать событие прибыло большое количество представителей различных СМИ, белорусских и зарубежных. Поскольку съемки в зале запрещены, фотокорреспонденты, громоздясь друг на друга, нацеливали объективы своих камер сквозь дверные щели, пытаясь хоть так заснять клетку... Несколько телевизионных групп приехали на машинах со спутниковыми антеннами и вели прямые репортажи. Обстановка в зале была напряженной и даже нервозной. В первых рядах дежурила бригада скорой помощи.


Обвиняемые согласились с одним из предложенных судьей вариантов: огласить резолютивную часть приговора, состоящую из 14 страниц. Если же читать его целиком, то это, как заметил судья Федорцов, займет около 5 часов, слушать приговор залу предстоит стоя. Против первого варианта возразили потерпевшие, возгласы которых раздались из зала. «Дальнейшее не обсуждается», — заметил Федорцов и начал зачитывать полный текст приговора.


Судья называет фамилии всех 15 погибших и около 200 раненых на станции метро «Октябрьская». Суд — это не месть. Рассматривая уголовное дело по смертоносным терактам, суд не имеет ни морального, ни юридического права забывать о жертвах — убитых и изувеченных, о белорусском народе, получившем колоссальную травму.


...В приговоре говорится о заключении экспертов, которые установили, что у Коновалова была патологическая тяга к взрывам.


Суд не выявил на видео из метро фактов монтажа. В приговоре также отмечается, что выемка видео осуществлялась следствием без нарушений законодательства, что хотели опровергнуть адвокаты. Судья объяснил, почему не было взрывчатого вещества на Коновалове и Ковалеве. Оно было изготовлено заранее и доставлено в герметичных емкостях.


...Суд установил, что экспериментальные взрывы в лесу и на полигоне Коновалов проводил с 2004 года. Снимки взрывов и их последствия обнаружены на флэш–картах памяти, изъятых у Коновалова. На одном из снимков зафиксированы пальцы Коновалова. Последняя запись датирована январем 2011 года. В подвале у Коновалова обнаружены селитра, алюминиевая пудра, триперекись ацетона и другие вещества, а также элементы самодельных приспособлений, детонаторов, предназначенных для осуществления взрыва. Конфискованный в подвале Коновалова детонатор и детонатор в устройстве, которое не взорвалось 4 июля 2008 года в Минске, — идентичны. На этой мине, замаскированной в пакете сока «Садочек», обнаружены отпечатки пальцев Коновалова и следы его генетического вещества. Суд считает доказанной вину Коновалова в приобретении и изготовлении взрывных устройств.


Суд квалифицировал деяния Коновалова по эпизодам двух взрывов в Витебске на основании ч.ч. 1 и 2 ст. 289 УК (терроризм).


Что касается взрыва в Минске на праздновании Дня Независимости, то, как говорится в приговоре, Коновалов признал свою вину в организации теракта 4 июля 2008 года «с целью дестабилизации обстановки». Он изготовил два взрывных устройства, одно из которых сработало 4 июля в 0.23, второе было обнаружено и обезврежено.


Экспертиза показала аналогичность изготовления обоих взрывных устройств, взрывного вещества в них, поражающих элементов, элементов питания, скручивания и спайки проводов. В суде было установлено, что часть изоленты в одном взрывном устройстве оказалась продолжением куска изоленты, использованного в другом. Таким образом, Верховный Суд считает, что вина Коновалова в теракте доказана.


Что касается Владислава Ковалева, то он, по словам судьи, знал о совершении Коноваловым особо тяжкого преступления, про подготовку терактов, но не сообщил об этом в правоохранительные органы. Суд квалифицировал его действия по ч.ч. 1 и 2 ст. 406 Уголовного кодекса (недонесение о преступлении).


Верховный Суд постановил приговорить Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева к исключительной мере наказания — расстрелу. Такое решение мотивировано исключительной опасностью для общества, которую представляют собой Коновалов и Ковалев. Во внимание был принят факт, что они совершали преступления неоднократно.


Приговор осужденные встретили молча, без признаков каких–либо эмоций. Теперь у них осталась последняя возможность — обратиться с просьбой о помиловании к Президенту...


Выйдя из Дома правосудия, я отправился на станцию метро «Октябрьская», остановился возле плит, которыми заложили оставшуюся после взрыва воронку. Поначалу своим цветом они заметно контрастировали с напольным покрытием станции, сейчас уже истерлись тысячами подошв и почти не выделяются.


Но стоит присмотреться внимательнее и замечаешь другое, едва ли не символическое отличие. Все плиты на «Октябрьской» однотонные, из гранита мелкозернистой структуры. Так ли было задумано или случилось само собой, но именно эти, новые, плиты имеют на своей поверхности два ярких пятна, явно отличающихся от прочих. Словно кровь просочилась, проступила сквозь гранит. Два пятна. Даже истертые подошвами, они выделяются. И, вероятно, будут выделяться всегда.


Виктор КИСЕЛЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter