Верить и победить!

Это стоило невероятных усилий. Но они выстояли и победили. Вот уже 75 лет Беларусь радуется миру и независимости. А 9 Мая мы чтим как символ величия и триумфа тех, кто отстоял Великую Победу. Здесь самых возвышенных слов будет мало, и самых значимых почестей в адрес тех, кто воевал, недостаточно. Чем уравновесить их предел мужества и самопожертвования?! Есть ли тот достойный уровень признания их заслуг?

Наша общая обязанность — помнить, гордиться и быть благодарными. Еще в 1956 году при поддержке профсоюзной организации Минского автомобильного завода создано ОО «Клуб «Ветеран МАЗ», объединившее ветеранов труда предприятия, многие из которых в прошлом были фронтовиками. Этим людям выпала тяжелая участь, суровое испытание. Юные, еще необстрелянные ребята, которые только вступили в пору расцвета, были вынуждены взять в руки оружие. Среди них и Константин Потапчик. В 1944-м ему только исполнилось 18…

Константин Анисимович Потапчик.

Война и мир

Константин стал бойцом 1109-го стрелкового полка 380-й Могилевской Краснознаменной стрелковой дивизии. Времени на подготовку и обучение военному делу попросту не было. Учиться приходилось в бою. Тогда пехотинцу Потапчику доверили пулемет Дегтярева, с которым он пошел в первую атаку. Итогом одного из августовских боев стало тяжелое сквозное ранение. Из-за повреждения позвоночника у него отнялись ноги. Что в такие моменты испытывает человек — отчаяние или принятие неизбежного? Питает надежду или смиряется, видя в глазах врачей безмолвное бессилие? Прогнозов никто не делал, все и так было ясно: его считают крайне тяжелым, безнадежным пациентом.

Однако чуду и исключительной случайности в жизни есть место! Потапчика долго выхаживали в Гродненском и Саранском госпиталях. Не в одно мгновение, но день за днем его ногам возвращалась чувствительность. Он начал вставать, ходить, улыбаться… После тяжелого ранения Константину дали вторую группу инвалидности, он был демобилизован. В подмогу — костыли и уверенность, что скоро все изменится к лучшему.

Из-за полученного увечья его отказывались брать на работу. Но не это было самым тяжким и горьким. В его семью пришла весть о том, что отец, красноармеец Анисим Потапчик, погиб в феврале 1945-го в Польше. И дальше в Журавковичи — родную деревню Константина, посыпались, как осенние листья, похоронные письма. Отсюда и из соседней деревни Подгорье война забрала более 30 мужчин. Каждого из них Потапчик знал лично…

Спустя годы, уже в мирное время, будучи человеком в почтенном возрасте, Константин Анисимович по собственной инициативе увековечит память погибших дорогих земляков. В помощь — такие же неравнодушные люди, собственные силы и средства. А идея была такой: на крупном валуне укрепить памятную доску с именами павших. В таком ответственном начинании нашлась поддержка в лице в ту пору генерального директора МАЗа Виктора Основского и председателя сельсовета Валентины Пивовар. Вот так в апреле 2015 года в торжественной обстановке был открыт памятный знак.

Отчет председателя Совета ОО «Клуб «Ветеран МАЗ» Александры Наркевич (крайняя слева).
«Клуб «Ветеран МАЗ» живет активной жизнью, обновляя и пополняя состав. У пожилых людей здесь особый статус. Они хранители нравственных ценностей и богатого жизненного опыта», — акцентирует директор по кадрам, социальным вопросам и идеологии ОАО «МАЗ» Зоя Таран.
Два года назад произошло еще одно неординарное событие: Константина Анисимовича наконец нашла заслуженная высокая награда. Из Министерства обороны России пришло сообщение о том, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1947 года «за отвагу и храбрость, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, солдат Потапчик Константин Анисимович награжден орденом Славы III степени». Почему же не вовремя, а спустя столько лет? Оказалось, причиной тому недоразумение, ошибка в написании его фамилии — из-за невнимательности человека, оформлявшего документы...

Но и в этой «задержавшейся в пути» награде были глубокий смысл и большая значимость. Она как особая черта подведения итогов — хвала бесстрашию, честно прожитой жизни, трудовым заслугам и этическим принципам. К слову, 48 лет отдал Константин Анисимович работе на производстве МАЗа.

Мы с сожалением и горечью узнали, что недавно ветеран ушел из жизни. Его близкие, знакомые, бывшие коллеги говорили вслед много доброго и сердечного. И не потому, что так принято, прощаясь и провожая, а потому, что этот жизненный путь, длиной в 92 года, был достойным и славным.

Душевные встречи

Сегодня ОО «Клуб «Ветеран МАЗ» объединяет более шести тысяч пенсионеров, бывших работников предприятия.

— Когда люди прекращают трудовую деятельность, круг общения сужается, социальная жизнь замирает. Они могут потерять мотивацию и чувствовать себя психологически опустошенными. А ведь у пенсионеров должны быть свои интересы, увлечения и, главное, их общность, — уверена Александра Наркевич, которая 18 лет возглавляет клуб «Ветеран МАЗ». — При поддержке администрации МАЗа — управляющей компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» наше объединение получает всестороннюю активную поддержку, и мы стараемся сделать жизнь пожилых людей более насыщенной и интересной. Во Дворце культуры МАЗ Совету клуба предоставляют возможность для проведения встреч, собраний, поздравлений и чествования наших дорогих ветеранов труда. Несколько раз в месяц творческий коллектив Дворца культуры МАЗ проводит концерты и танцевальные вечера. Обычно приурочены они к памятным датам: Дню Победы, дню освобождения узников, Дню пожилых людей, профессиональному празднику — Дню машиностроителя — и другим. Принимают участие в них заслуженные артисты и коллективы Беларуси, молодые творческие группы, конечно, коллективы Дворца культуры МАЗ.


— Клуб «Ветеран МАЗ» живет активной жизнью, обновляя и пополняя состав. У пожилых людей здесь особый статус. Они хранители нравственных ценностей и богатого жизненного опыта, — акцентирует директор по кадрам, социальным вопросам и идеологии ОАО «МАЗ» Зоя Таран. — Здесь у пенсионеров есть возможность для общения с единомышленниками, ведь коллектив большой, дружный, инициативный. Всем обязательно находится занятие по душе. Так, при клубе «Ветеран МАЗ» создан народный хор ветеранов войны и труда. А заводские и районные праздничные мероприятия — это возможность для наших хористов показать свое мастерство.

Пенсионеры, как известно, это еще и заядлые дачники. Как не представить на выставках-ярмарках выращенный на приусадебных участках урожай? А свои фирменные рукодельные и кондитерские изделия? Обязательно! Клуб помогает и в запросах на новые экскурсии, поездки и впечатления. Для этого всегда к услугам ветеранов комфортабельный автобус. Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям участников нашего клуба. С их стороны запросы и предложения, с нашей — их рассмотрение, а реализовываем свои идеи, конечно же, вместе.

ДОСЬЕ

МАЗ — известный на национальном рынке и за пределами Беларуси автомобильный бренд. Предприятие основано в августе 1944 года, и на протяжении более 75 лет производит надежную автотехнику.

Минский автомобильный завод является управляющей компанией холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», в структуру которого входит 12 предприятий. Благодаря эффективной работе более 20 тысяч сотрудников холдинга производственная мощность завода достигает порядка 30 тысяч единиц техники в год. Товаропроводящая сеть предприятия насчитывает 160 субъектов. География экспорта превышает 50 стран по всему миру. Техника МАЗ занимает стабильную позицию на международном рынке автотехники, конкурируя с мировыми производителями.

Под маркой Минского автомобильного завода с конвейера сходят бортовые автомобили, седельные тягачи, шасси под установку различного спецоборудования. Всего более 500 моделей и модификаций магистральных автопоездов, самосвалов, лесовозов и сортиментовозов, среднетоннажных автомобилей, прицепов и полуприцепов, а также коммунальной и грузоподъемной техники.

Более 20 лет МАЗ выпускает пассажирскую технику. Городские, междугородние, туристические и специальные автобусы сегодня курсируют на маршрутах по всему миру. За функциональность, дизайн, качество и надежность они не раз удостаивались высоких наград на международных автомобильных салонах и специализированных выставках. Сегодня пассажирская техника завода представлена 15 моделями в более ста вариациях.

УНП 100320487
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter