Верба распустилась – в храме ждут чудес...

В ЭТОТ день, как повествуют все четыре Евангелия, Иисус Христос на молодом осле въехал в ворота Иерусалима. После чудесного воскрешения Лазаря, он со своими учениками прибыл на праздник Пасхи, который был установлен в честь освобождения израильского народа от египетского рабства. Люди, собравшиеся к празднику, узнав о чудесах, которые совершал Иисус, встречали его с радостью и ликованием, с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. У евреев был обычай: цари-победители въезжали в Иерусалим на ослах, что означало «пришел с миром», а народ встречал их восторженными криками, с пальмовыми ветвями в руках. Так и в этот день люди с пальмовыми ветками вышли навстречу Христу, поверив в могущество его, признав в нем царя и освободителя. Многие подстилали свои одежды. Но только Иисус Христос знал, что через несколько дней те, кто воспевал «Осанна!» будут кричать «Распни Его!» И путь его, сейчас устланный ветками и одеждами, ведет на Голгофу, к крестным страданиям.

Завтра Православная Церковь отмечает один из двенадцати главных праздников – вход Господень в Иерусалим

В ЭТОТ день, как повествуют все четыре Евангелия, Иисус Христос на молодом осле въехал в ворота Иерусалима. После чудесного воскрешения Лазаря, он со своими учениками прибыл на праздник Пасхи, который был установлен в честь освобождения израильского народа от египетского рабства. Люди, собравшиеся к празднику, узнав о чудесах, которые совершал Иисус, встречали его с радостью и ликованием, с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. У евреев был обычай: цари-победители въезжали в Иерусалим на ослах, что означало «пришел с миром», а народ встречал их восторженными криками, с пальмовыми ветвями в руках. Так и в этот день люди с пальмовыми ветками вышли навстречу Христу, поверив в могущество его, признав в нем царя и освободителя. Многие подстилали свои одежды. Но только Иисус Христос знал, что через несколько дней те, кто воспевал «Осанна!» будут кричать «Распни Его!» И путь его, сейчас устланный ветками и одеждами, ведет на Голгофу, к крестным страданиям.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь отмечает с IV века, а на Русь он пришел в X. Потом этот день получил второе название — Вербное Воскресенье. Верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Веточки вербы ассоциировались с пальмовыми и использовались, скорее всего, потому, что весной дерево просыпается раньше других и дает красивые пушистые почки — «котики», как называют их в народе. В праздник Входа Господня в Иерусалим в церквях веточки освящаются в память о торжественной встрече Господа с жителями Иерусалима. 

Было принято хранить освященную вербу дома, за иконами, весь год. Веточки становились почетной святыней. Им приписывалась магическая сила, способность влиять на плодородие и будущий урожай. Считалось также, что верба наделяет здоровьем и энергией людей и скот, предохраняет от заболеваний и очищает от нечистой силы.

Ее веточки прикрепляли в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле по одной давали животным съесть. Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожара, нивы — от града, останавливать бурю, умение распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник — верили, что это спасет дом от попадания молнии.

До наших дней сохранились некоторые народные обычаи и традиции. С освященной вербой наши предки обходили хозяйские постройки, ульи, огороды, ударяя по три раза в разных местах и оставляя по веточке. Детей, да и каждого члена семьи, легонько хлестали веточками, приговаривая: «Не я бью, верба бьет, пусть на здоровье живет!» Ими окуривали для быстрого выздоровления заболевшего члена семьи или домашнее животное; чтобы защитить от гибели, от «злого глаза»… И даже через год оставшиеся веточки не выбрасывали, а сжигали и пеплом удобряли рассаду.

После Вербного Воскресенья начинается Страстная Седмица. В церквях вспоминаются события земной жизни Иисуса Христа. Особенно знаменательны воспоминания о Тайной Вечере (в четверг), поклонение перед Плащаницей (в пятницу), которая символизирует смерть и погребение Богочеловека. И все готовятся к наступающей Пасхе.

Подготовила Татьяна ПЕТРАШКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter