"Верасы" вчера и сегодня Легендарный ансамбль обретает «вторую жизнь»

Многие из нас еще помнят те времена: как только с голубого экрана или из динамика звучала песня "Малиновки заслышав голосок", весь Советский Союз дружно подхватывал: "Припомню я забытые свиданья". Лучшие песни "Верасов" остаются всенародно любимыми и сегодня. С особым вдохновением исполняют их ребята из возродившегося вокально-инструментального ансамбля — Марта Голубева, Алексей Жос, Ольга Сансевич и Александр Завгородний. "Верасы-2007" уже заявили о себе на "Музыкальных вечерах" в Мирском замке, прошли "фестивальное" крещение на "Славянском базаре в Витебске". Впереди у них большие планы. И наверняка вскоре о них заговорят не только как о группе с раскрученным названием. О том, какими были "Верасы" в прошлом и чем будут радовать в будущем, корреспонденту "НГ" рассказали в Молодежном театре эстрады, под крышей которого зародился новый ансамбль.

Шарфик длиною
в жизнь
С самого начала "Верасы" были девичьим коллективом. В 70-х годах это был квартет — Ядвига Поплавская, Люцина Шеметкова, Надежда Микулич и Людмила Вознюк. Они выступали на бэк-вокале у заслуженного артиста Эдуарда Мицуля. В таком составе "Верасы" просуществовали недолго. К пятому Всесоюзному конкурсу артистов эстрады коллектив преобразовался в ВИА. Среди вновь пришедших музыкантов был и Александр Тиханович. Готовиться к конкурсу пока еще никому не известные артисты пошли к Василию Раинчику, который уже в то время был весьма популярен. Его верная спутница — музыкант и композитор Ирина Цветкова — вспоминает, что уже в то время о Раинчике ходили даже легенды. "Он просто сиял в дуэте с Игорем Поливодой, — говорит Ирина Михайловна. — Они, виртуозно играя на двух роялях, срывали гром аплодисментов у профессоров консерватории. Не могла остаться равнодушной к Василию Петровичу и я. Подошла к нему и сказала: "Вася, почему у тебя нет шарфика?". А была лютая зима. И я подарила ему теплый шарфик, который стал шарфиком длиною в жизнь". Раинчик и Цветкова поженились еще учась в консерватории. Кстати, оба окончили ее дважды, по классу фортепиано и композиции.
Результат работы талантливых людей не заставил себя ждать. Сразу после первого тура "Верасы" своей особенной манерой распева и чистотой интонации привлекли к себе внимание жюри и слушателей. С того времени как вокально-инструментальному ансамблю было присвоено звание лауреатов, коллектив стал гастролировать по всему Союзу, принимать участие в конкурсах и завоевывать все больше зрительских симпатий.
После первого концерта — в больницу
Первый концерт "Верасов" состоялся 13 апреля 1974 года в Минске на маленькой сцене, выстроенной у Дворца профсоюзов. Ирина Цветкова и сегодня помнит то выступление во всех подробностях. "У нас были костюмы темно-сиреневого цвета с розовыми рубашечками, — рассказывает она. — С каким трудом они были сшиты! Концерт мы отыграли, а после него я попала в больницу. Настолько сильным было нервное напряжение! А потом наступило время бесконечных гастролей. Жизнь артиста — как жизнь таборного цыгана. Девять месяцев в году непрерывных скитаний по белу свету. Детей приходилось воспитывать по телефону. Рядом нет любимых книг, рояля..."
Сейчас Ирина Михайловна пишет книгу, в которой подробно описывает свои впечатления, пережитые во время гастролей в разных городах мира.
"Малиновка" сразу показалась "Верасам" примитивной
Песня "Малиновка", предложенная ансамблю композитором Эдуардом Ханком, ставшая впоследствии хитом "Верасов", на первых порах была встречена, что называется, в штыки. Лучший голос коллектива Надежда Микулич к тому времени уже покинула ансамбль. Но Василий Раинчик всегда с оптимизмом смотрел на любые изменения в жизни коллектива, с мудрым спокойствием воспринял и этот факт. С уходом старых исполнителей обновляется репертуар. И поэтому на "худсовете" коллектива, который к этому моменту состоял их двух семейных пар — Раинчик и Цветкова, Поплавская и Тиханович, — было решено: песню петь! Несмотря на то, что женской половине  коллектива Ирине и Ядвиге она не нравилась. Интуиция, как оказалось, не подвела Раинчика. Вскоре "Малиновка" стала "Песней года-80" в Москве и начала звучать едва ли не из каждой форточки.
С гастролей
возвращались
миллионерами
Популярность "Верасов" росла, как на дрожжах. Ансамбль давал по 120 концертов в месяц. Даже в десять часов утра залы были  заполнены. А бывало, что на несколько концертов подряд приходили одни и те же люди.
Работать приходилось иногда в очень трудных условиях — и в 45-градусную жару, и в лютый мороз в тесных сельских клубах, юртах, стоянках... При такой широкой гастрольной деятельности "Верасы" зарабатывали не по-советски много. После одной поездки могли позволить купить себе машину, рояль, мебель.
Через "Верасы" прошло около трех десятков артистов
Среди тех, кто оставил особый след в творческой биографии коллектива, — Лика Ялинская (теперь Анжелика Агурбаш), "первая красавица наша", как называет ее бессменный руководитель "Верасов", народный артист Беларуси Василий Раинчик. Она пришла в коллектив в конце 80-х. "Да, она и тогда была очень яркой, — говорит он. — И с ней в дуэт было сложно кого-то поставить. С ней никто по красоте не мог сравниться!"
Но с ее появлением все музыканты ушли из коллектива. Началась эпоха фонограмм. "Мне с профессиональным образованием стоять на фоне у Лики и делать вид, что я играю, было просто несерьезно", — говорит Ирина Михайловна. Так, в "Верасах" в 1988 году осталось только два человека — Лика Ялинская и Василий Раинчик.
Первой и единственной солисткой ансамбля Анжелика была до прихода Ирины Дорофеевой. Оставаться им двоим на одной сцене было невозможно. "Ира пела настолько профессионально, что найти кого-то ей в пару было очень трудно", — говорит Василий Петрович. После ее ухода "Верасы" перестали существовать как ансамбль.
Автограф Турецкому!
Как сольная певица сразу позиционировала себя и Виктория Олешко, которая тоже получила путевку в творческую жизнь благодаря Василию Раинчику. А четверо пришедших молодых ребят, сразу начавших работать в ансамбле, уже понимают, что такое работать в команде. Василий Петрович уверен, что у них есть будущее! "Они очень молоды, но в этом и есть их сила, залог их успеха", — говорит он.
Бесспорно, плюс "Верасов-2007" еще и в их музыкальности. Марта Голубева, ей 17 лет, учится в 5-й минской гимназии, окончила музыкальную школу по классу скрипки. Ольга Сансевич, ей 18 лет, играет на фортепиано, студентка Белорусского государственного университета культуры и искусств. Алексей Жос, Александр Завгородний обладают хорошими голосами и очень артистичны.
"Конечно, они еще не чувствуют друг друга на сцене так, как когда-то мы, — говорит Василий Петрович. — Но это понятно: "Верасам-2007" всего-то 3 месяца. Во время их выступления на "Славянском базаре в Витебске" я был в зрительном зале, видел, как их принимает публика. И остался доволен реакцией зрителей. За кулисами сам Михаил Турецкий, проходя мимо девочек из "Верасов-2007", сказал: "Какая красота! Ходить страшно!"
В репертуаре начинающих артистов уже почти сотня песен. Среди них не только "золотые" песни "Верасов", но и новые композиции в современных и модных стилях хип-хоп и R’n’B. И кто знает, может быть, этот квартет откроет новую страницу в истории популярной белорусской музыки? Поживем — увидим.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter